ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН - Страница 2

Тем самым богослужебная часть Евергетидского Типикона не является непосредственной переработкой константинопольских источников, но представляет собой свидетельство малоазийской редакции студийского Синаксаря. Как показал А.М. Пентковский, в основе евергетидского Синаксаря лежит несохранившийся литургический Синаксарь монастыря Воскресения Христова на Галисийской горе (время создания евергетидского Синаксаря – последняя треть XI в.). Евергетидский Ипотипосис подробно регламентирует внутреннюю жизнь монастыря, а также говорит о его экономическом и церковно-правовом статусе, причём последний характеризуется как «свободный (от налогов), независимый и самоуправляемый». Этот статус монастырь имел благодаря императорским хрисовулам, гарантировавшим освобождение от налогов и право собственности на земельные участки и недвижимость. Доходы с пожалованных монастырю ктиторами земель, наряду с различными пожертвованиями (в том числе (если не в первую очередь) за поминовение усопших; предписаниям о поминовении усопших ктиторов, братий и жертвователей монастыря отведено особое место как в евергетидском Синаксаре, так и в Ипотипосисе), были основными средствами монастыря к существованию. Евергетидский Типикон дозволяет принимать в монастырь столько братий, сколько можно прокормить на эти средства. Он строго осуждает любое расточительство собственности монастыря: запрещается отчуждение монастырских земель и недвижимости (впрочем, в некоторых наиболее трудных ситуациях это всё же дозволяется), а также священных предметов (сосудов, облачений, икон, книг), не допускается присвоение монахами какой-либо монастырской собственности, казначею предписывается вести точный учёт всех поступлений и расходов, за воровство монахи немедленно исключаются из монастыря. Игумен освобождён от финансового контроля со стороны других монахов (очевидно, во избежание нестроений в руководстве монастырём), в связи с чем составитель Евергетидского Типикона указывает на то, что за проступки игумену предстоит отвечать перед Судом Божьим. Управление монастырём было полностью сосредоточено в руках игумена, который мог отлучаться из монастыря лишь в самых необходимых случаях, его ближайшим помощником был монастырский иконом, который за достойное несение службы становился его преемником; важную роль имели должности скевофилакса (хранителя священных предметов), казначея и хранителя тканей и одежд; в Евергетидском Типиконе также упоминаются эпистимонарх (благочинный), трапезарь и смотрители монастырских владений; прочая братия выполняла те или иные работы внутри или вне монастыря. Поставление на монастырские должности происходило в храме, сопровождалось молитвой и имело форму обряда принятия ключей, лежащих у икон Спасителя и Божьей Матери (при поставлении игумена – принятия Типикона, лежащего на св. престоле; в Евергетидском Типиконе не упоминается хиротесия игумена епископом), что должно было подчеркнуть священный характер и ответственность принимаемых служений. Евергетидский Типикон настаивает на равенстве братий вне зависимости от положения, которое они занимали в миру, и размера внесённых при поступлении в монастырь пожертвований, указывает на необходимость для всех одинаковой одежды и одной и той же пищи, запрещает монахам иметь собственных слуг.

 



 
PR-CY.ru