Словарь по христианству Е ЕВТИХИЙ II

ЕВТИХИЙ II

ЕВТИХИЙ II (Саид ибн (ал-) Батрик) – Александрийский патриарх с 6/7 февраля 933 г. по 11/12 мая 940 г., классик арабо-христианской культуры Средневековья, автор ряда трудов по истории, медицине и богословию. Сочинения Евтихия включены в 111-й том Patrologia Graeca (Греческой патрологии). Евтихий родился в Фустате в 876 г., был известен в качестве врача и историка, свои сочинения писал на арабском языке. В 933 г. был избран Александрийским патриархом, известен своей борьбой с коптами-иаковитами, а также с маронитами, которых называл еретиками-монофелитами. Сохранились некоторые книги Евтихия по медицине, рассуждение о христианских постах, Пасхе и праздниках, разговор между христианином и неверным (т.е. между православным и иаковитом). Самое знаменитое его произведение – краткая всемирная история от сотворения мира до 938 г., названная «Назм-ал-Джавахири» («Нить драгоценных камней» или «Нанизанные драгоценности»), содержащая массу уникальных сведений о прошлом народов Ближнего Востока. В этой хронике много ценных сведений, особенно по истории Востока и в частности Александрии, много данных для библейской и церковной хронологии и для истории догматов, но есть и много сказочного и непроверенного. Это – едва ли не первое на арабском языке изложение библейской и византийской истории, а также описание с православных позиций эпохи Вселенских соборов (изданы Минем). Этим сочинением Евтихий восстановил преемство арабоязычных христиан с византийской культурно-исторической традицией, способствовал полноценному приспособлению мелькитов к реалиям арабо-мусульманского мира. Евтихий в своей истории рассказал, что в Сирии во времена императора Маврикия (582–602 гг.) был уважаемый монах Марон, который проповедовал две природы во Христе и одну волю и одно действие. Когда он умер, то жители города Хама построили монастырь, который назывался монастырём Марона, и остались ему верными. Затем, в предисловии к изложению веры Маронитского патриарха VII–VIII вв. Иоанна Марона (которого не следует путать со святым отшельником IV–V вв. Мароном, основателем Маронитской церкви) говорится, что он, патриарх, вынужденный обстоятельствами к переселению из Антиохии, прибыл в монастырь, лежащий в области города Апамии, который в сирийском заглавии этого изложения веры называется монастырём Святого и богоносного Марона. В его арабском переводе утверждается, что этот монастырь находится в стране Хамаской и Хомской. Здесь Иоанн составил своё вероизложение и послал в гору Ливанскую: поэтому его последователи получили название маронитов, а сам Иоанн – имя Марона. В маронитском сказании об Иоанне говорится, что когда монастырь Марона был разрушен войсками греческого императора, то патриарх построил другой монастырь в Альбатрунских пределах, к востоку от крепости Кафархай, где и умер 9 февраля. Таким образом, показания собственных источников маронитов утверждают, что Марон – это Иоанн (Юхан) и что он был их патриархом. Сам монастырь, им построенный, он назвал монастырём Святого Марона в честь прежнего, и сюда была перенесена глава Марона. Исследователи задаются вопросом: о каких монастырях идёт речь? Центр современного маронитства определяется Канобием (монастырь Святой Богородицы), который служит местом пребывания Маронитского патриарха в летние месяцы. Возникает следующий вопрос: тождествен ли монастырь Марона с построенным патриархом? Отвечая на этот вопрос, исследователи склоняются к мысли, что некогда существовал ещё какой-то монастырь Марона (кроме построенного патриархом), от которого не осталось и следов. Предполагается, что в царствование Маврикия жил некто Марон, проповедовавший монофелитское учение, но сами мариониты не хотят слушать этого, говоря, что Марон был подвижник. Сирийское имя «Марон» есть уменьшительное от «мар» (т.е. «Господь», «господин»). Это имя должно было быть очень любимым в древней Сирии: возможно, что подвижников Маронов было несколько. Одним из очагов христианского литературного творчества на арабском языке был монастырь великомученицы Екатерины на Синае, хотя и не входивший в состав Александрийского патриархата, но связанный с ним теснейшими узами. При Евтихии была реорганизована патриаршья библиотека, он придал ей нынешний вид церковной библиотеки при резиденции предстоятеля церкви.

 
PR-CY.ru