Словарь по христианству Е ЕВФИМИЙ III (II)

ЕВФИМИЙ III (II)

ЕВФИМИЙ III (II) – Константинопольский патриарх с 25/26 октября 1410 г. по 29 марта 1416 г. Родился в богатой и знатной константинопольской семье, получил хорошее образование, в юности принял монашеский постриг. Евфимий пользовался известностью оратора и полемиста, входил в круг придворных интеллектуалов, опекаемых императором Мануилом II Палеологом (1391 – 1426 гг.), был известен как сторонник учения Григория Паламы (1296–1359 гг.) и активный участник полемики с латинянами. По мнению кардинала Джованни Меркати (1866–1957 гг.), в одном из писем учёного и переводчика Димитрия Кидониса (1324–1398 гг.) именно будущий патриарх подразумевается под «добрым Евфимием», посланным весной 1384/1385 г. Мануилом II Палеологом в Рим для переговоров с папой Римским Урбаном VI (1378–1389 гг.) по вопросу об унии церквей. Не взяв на себя никаких обязательств, Евфимий, тем не менее, сумел понравиться папе Урбану VI, который принял его за сторонника сближения с Западной церковью. Согласно исследователям, Евфимий (так же как и другие члены посольства) получил благословение Римского понтифика. В 1390 г. Евфимий был поставлен настоятелем Студийского монастыря в Константинополе; в том же году ему был пожалован титул протосинкелла (первого кандидата на преемство). Уже в 1397 г. Евфимий был предложен в числе трёх кандидатов на патриаршество, но сам снял свою кандидатуру. Став патриархом после кончины Матфея I (1397–1402, 1403–1410 гг.), Евфимий III безуспешно старался освободить церковь от государственной опёки и восстановить её независимость на управляемом латинянами Кипре. С недоверием относясь к переговорам императора с Констанцским собором, патриарх велел выгравировать на строениях, прилегавших к храму Святой Софии, отрывки из решений семи Вселенских соборов и Собора 879–880 гг., где осуждалось любое добавление к Символу веры. Евфимий III, отстаивая интересы церкви, скончался во время одной из бурных бесед с императором. До настоящего времени не сохранилось крупных сочинений, принадлежащих перу Евфимия III. Его наследие составляют три небольших текста в рукописи Vat. Urb. gr. 80. Fol. 8–9. Первый из них – записка императору Мануилу II Палеологу по поводу спора между Димитрием Хрисолором (около 1360 – до 1416 гг.) и неким Антонио д'Асколи по этическим проблемам, связанным с существованием зла. Другой текст является сопроводительным письмом к этой записке, а третий – письмом, в котором Евфимий III одобрял исправления, внесённые императором по совету патриарха в собственный трактат, посвящённый природе зла. Рукоположенный Евфимием III Марк Евгеник (впоследствии митрополит Эфесский) написал в память о нём канон. Сохранилось также четыре адресованных ему письма императора Мануила II Палеолога. Первое было написано в конце западноевропейского путешествия императора (1399–1403 гг.). Вопреки другим данным об исходе этого предприятия там сообщается об успешном наборе войска в помощь Византии. Во втором письме (1401 г.) император Мануил II сообщает патриарху, что находится в добром здравии и хорошем расположении духа. В третьем письме (не позже 1410 г.) Мануил II рассказывает Евфимию III о процессе установления мира на Пелопоннесе, в четвёртом предлагает патриарху прочитать и исправить свой этический трактат. Исследователям известно также адресованное Евфимию III письмо экзарха острова Крит Иосифа Вриенния (около 1350 – 1432 гг.).

 
PR-CY.ru