ЕВХАРИСТИЯ - Страница 11

В Евангелиях от Матфея (Мф. 26:26–29) и от Марка (Мк. 14:22–25) говорится о том, что Христос во время трапезы с 12 учениками преломил хлеб, благословил его и подал ученикам со словами: «Приимите, ядите, сие есть Тело Моё». Затем Он взял чашу с вином, возблагодарил над ней и подал её ученикам, сказав: «Сие есть Кровь Моя нового Завета, за многих изливаемая» (в Евангелии от Матфея к речению над чашей прибавлены слова «во оставление грехов»; но и без них жертвенный и искупительный смысл евхаристической чаши очевиден; слова Христа над хлебом и чашей в церковной традиции называют установительными). Далее Христос сказал о грядущих событиях – преподав чашу, Он прибавил: «...Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29; ср.: Мк. 14:25: «Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием»). В обоих Евангелиях установительные слова над хлебом подобны словам над чашей: «Тело Моё» – «Кровь Моя», но сотериологическое толкование даётся только чаше. В отношении хлеба говорится о «благословении», а в отношении чаши – о «благодарении». В Евангелии от Луки повествование о Тайной вечере (Лк. 22:15–20) открывается словами Христа о будущем: «Желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием». При этом в отличие от Евангелий от Матфея и от Марка в Евангелии от Луки упоминается не одна, а две чаши (Лк. 22:17 и 20). Взяв первую, Христос сказал, что после неё не будет пить вина до наступления Царства (как и в Мф. и Мк.), но испив в самом конце трапезы (после вечери – Лк. 22:20) вторую, Он, возможно, этим указал, что Царство Божие начинается уже здесь, в евхаристии (впрочем, в «западной» редакции текста Луки слов о второй чаше (Лк. 22:19b-20) нет, поэтому исследователи иногда предполагают, что они были добавлены в текст Луки для согласования его с параллельными повествованиями Матфея и Марка). Установительные слова в Евангелии от Луки отличаются от приведённых в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Марка: «Сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание» (Лк. 22:19b); «Сия чаша есть новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:20) – о хлебе и о чаше в них сказано по-разному («Сие есть Тело» – «Сия чаша есть новый Завет»). Жертвенный смысл евхаристии (относящийся здесь к ученикам, а не ко «многим») подчёркивается и в словах о хлебе, и в словах о чаше. В Евангелии от Луки приводится также отсутствующая в Мф. и Мк. заповедь Спасителя совершать евхаристию в воспоминание о Нём. Наконец, между преподанием Тела и Крови, согласно Евангелию от Луки, и происходила сама трапеза (вторая чаша преподаётся «после вечери»), а об особом молитвословии упоминается только в связи с хлебом – «возблагодарив» (в Евангелиях от Матфея и Марка этот глагол применён к чаше). Общее для Евангелий от Матфея, от Марка и от Луки учение об установленном Иисусом Христом таинстве евхаристии состоит в следующем: евхаристия возвещает крестную смерть Господа (на самой Тайной вечере – как предстоящую; после воскресения Христова евхаристия становится её воспоминанием-осуществлением), указывает на заключение нового Завета и наступление Царствия Божия.

 



 
PR-CY.ru