ЕВТИХИЙ, Саид ибн Битрик - Страница 2

Вместе с Костой ибн Лукой и Агапием Манбиджским Евтихий стоит в ряду первых арабо-христианских историков. Его сочинение «История», названное переписчиками «Драгоценная нить жемчуга», представляет собой последовательное изложение событий от Сотворения мира до современной автору эпохи. Сочинение было столь популярным на Ближнем Востоке, что Евтихия стали называть «автор “Истории”». В настоящее время исследователям известно около 30 её списков. Из последующих историков ею пользовались христиане Яхья Антиохийский, составивший её продолжение (XI в.), Вильгельм Тирский (XII в.), Георгий аль-Макин (XIII в.) и Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим (XVII в.), а также мусульмане аль-Масуди (Х в.) и аль-Макризи (XIV–XV вв.). «История» посвящена брату Евтихия, врачу Исе. Согласно одним источникам, автор довёл её до 300 г. хиджры (912 г. н.э.), согласно другим – до пятого года халифата ар-Ради, т.е. до 326 г. хиджры (8 ноября 937 г. – 28 октября 938 г.). По свидетельству Яхьи Антиохийского, в его время некоторые рукописи содержали текст «Истории», где описание доходило до 933 г., т.е. до времени, когда Евтихий был избран патриархом, а в других рукописях текст заканчивался описанием событий 938 г. До этой даты доводится изложение «Истории» Евтихия в современных изданиях, а единственная сохранившаяся рукопись, не содержащая прибавки, находится в синайском монастыре великомученицы Екатерины. Расширенный вариант Яхья Антиохийский атрибутировал анонимному продолжателю. Ветхозаветная история доводится Евтихием до времени возвращения евреев из вавилонского плена, после чего практически сразу следует повествование об Александре Македонском и о диадохах, затем – римская история со времени Цезаря и Августа, в основном, представленная сообщениями о переменах на императорском престоле. После краткого изложения земной жизни Спасителя Евтихий сообщает легендарные сведения из эпохи раннего христианства, которые он хронологически увязывает с римской историей, с рассказами из истории персидских шахов династии Сасанидов. Сведения по римской истории (приблизительно с III в.) чем дальше, тем больше ограничиваются лишь перечислениями императоров и упоминаниями о предстоятелях церквей Рима, Александрии, Антиохии и Иерусалима (со времени императора Константина I Великого – также Константинополя) и церковных событиях, имевших место в их правление. Гражданская история Римской империи от Августа до Ираклия изложена кратко и в значительной степени легендарна, на этом фоне относительно точной исследователям представляется информация о последовательности и сроках правления римских императоров. Сведения по персидской истории отличаются подробностями и разнообразием, однако носят, главным образом, легендарный характер.

 



 
PR-CY.ru