ЕЛЕЙ - Страница 2

В Зах. 4:14 говорится о двух помазанных – царе и первосвященнике, «предстоящих Господу всей земли». В Библии упоминается помазание елеем не только людей, но и различных предметов, связанных с почитанием Бога и служением Ему. Например, праотец Иаков помазал камень в Вефиле (Быт. 28:18; 35:14). Елеем помазывались скиния, её утварь, ковчег (скинии) откровения и жертвенник (Исх. 29:36; 30:26; 40:9; Лев. 8:10). В храмовом культе елей приносился отдельно или смешивался с хлебными приношениями, а также использовался в особых обрядах помазания (Исх. 25:6; 29:2, 7, 21, 40; 30:24 и след., 31; 31:11; 35:8, 14 и след., 28; 37:29; 39:38; Лев. 2:1–16; 5:11; 6:15, 21; 7:10 и след.; 8:2, 26; 9:4; 14:10–29; Числ. 4:9, 16; 5:15; 6:15; 7:13–79; 8:8; 11:8; 15:4–9; 28:5–20; 29:3–14; 35:25). Однако некоторые приношения, наоборот, не должны были содержать в себе елей (например, жертва за грех – Лев. 5:11; приношение в связи с ревностью мужа к жене – Числ. 5:15). Начатки елея отдавались священникам, в том числе в качестве десятины (Втор. 18:4; Числ. 18:12 и след.; 2 Пар. 31:5; Неем. 10:35–39; 13:12), что служило выражением верности завету с Богом. Образ елея часто использовался ветхозаветными пророками (Иез. 16:9, 13, 18 след.; 23:41; 27:17; 32:14; 45:14, 24 и след.; 46:5, 7, 11; 46:14 и след.; Ис. 41:19; 61:3; Иер. 31:12; 40:10; 41:8; Ос. 2:5, 8, 22; Иоиль 1:10; 2:19, 24; Мих. 6:7, 15; Агг. 1:11; 2:12), поскольку обладал богатой семантикой. Из-за того что оливковые деревья растут относительно медленно, и собирание их плодов в традиционных культурах всегда сопровождалось радостью, в Священном Писании елей символизировал Божье благословение (Пс. 51:10; 127:3), прежде всего, дарованное Израилю (Иер. 11:16; Иоиль 2:19, 24; Ос. 14:6–7; Авв. 3:17). Обилие елея было символом благополучия, богатства и процветания (Втор. 32:13; ср.: Иов. 29:6; во Втор. 33:24 пророчески говорится об Асире: «...Окунёт в елей ногу свою»), тогда как неурожай маслин, наоборот, означал бедствия (Втор. 28:40). В эпоху Второго храма елей стал одним из тех элементов, на которые распространялись строгие законы о чистоте (окончательно они были закреплены в раввинистической литературе; существовали законы в отношении елея, использовавшегося в храмовом культе). Евреям запрещалось вкушать елей язычников или помазываться им («нечистый» елей язычников называется «погибельным помазанием», а «чистый» елей – «благим»). Более того, поскольку елей мог стать «проводником» нечистоты, не только сектанты-ессеи, но и некоторые раввины вообще отказывались от его употребления. В некоторых памятниках елей, которым помазывались священники (или помазывали больных и одержимых демонами), иногда называется «святым» (однако в исследователи не исключают христианские интерполяции или христианское происхождение литературного памятника в целом).

 



 
PR-CY.ru