ЕВСТРАТИЙ - Страница 4

Память Евстратия празднуется особой службой с полиелеем. Несмотря на то что в патерике дата кончины святого не названа, в церковной традиции днем памяти Евстратия (по крайней мере, с XVII в.) считается 28 марта. А.А. Шахматов отметил, что на этот день Пасха во второй половине XI в. приходилась в 1087, 1092 и 1098 гг. Однако, как пишет А.Ю. Карпов, согласно патерику, «умер преподобный не в самый день распятия, а на 15-й день – 28 же марта ни при каких обстоятельствах не может быть 15-м днём после Пасхи». В 1097 г. Пасха праздновалась 5 апреля. Одно из ранних изображений Евстратия – многосюжетная ксилография мастера Илии, помещённая в издании Киево-Печерского патерика (Патерик, или Отечник, Печерский. Киев, 1661 г.). Центральная композиция выделена крупным размером: иудей пронзает копьём распятого на кресте Евстратия. Преподобномученик в монашеских одеждах, с нимбом, голова покрыта куколем, кисти рук и ступни ног пробиты гвоздями, из правого ребра истекает кровь. Крест поставлен на равнине среди невысоких холмов, на фоне города с островерхими кровлями; группа иудеев и мучитель святого одеты в платье по западной моде XVII в. В нижнем регистре в круглых клеймах помещены две композиции: слева на огненной колеснице возносится к небу душа Евстратия, справа иудеи бросают его тело в море. Внизу двустишие: «Евстратий Христу в смерти наследник явися: Днесь жизни сонаследник с Христом воцарися» (Дмитрий Александрович Ровинский прочитал первую строку как «Евстратий Христу в страсти наследник явися...», что усиливает уподобление Евстратия Спасителю). Другой вариант этой иконографии, усложнённый и насыщенный деталями, с включением всех трёх сюжетов без членения на регистры выполнен Леонтием Тарасевичем для издания Киево-Печерского патерика 1702 г. К этой гравюре восходит изображение распятого Евстратия на деревянном резном кресте 1704 г. работы киевского мастера (Киево-Печерский заповедник), которое соотносится с традиционным Распятием Христовым на лицевой стороне, выражая святоотеческую мысль о жизни инока как крестной смерти и уподобляя кончину Евстратия подвигу Спасителя. Изображение Евстратия встречается и на других крестах XVIII–XIX вв. (два в собрании Киево-Печерского заповедника). В иконописном подлиннике конца XVIII в. о внешнем облике Евстратия сказано: «Сед, плешив, брада менши Сергиевой, кругла, на плечах клобук, ризы преподобническия, испод киноварь розбелен» (Библиотека Академии Наук, «левыя страны» 11-й).

 



 
PR-CY.ru