ЕКАТЕРИНА - Страница 9

Это было зафиксировано, в частности, в Типиконах протопсалта Константина (Константинополь, 1839 г.) и Виолакиса, в Минеях и других книгах. Согласно этим книгам, 25 ноября совершается праздничная служба с полиелеем в честь Екатерины. В целом распределение песнопений в службе остаётся таким же, как и на 24 ноября по греческим печатным изданиям Иерусалимского Типикона XVI–XVII вв., кроме паремий, литийных стихир и седальнов после кафизм и полиелея. В римском издании Миней 1888 г. песнопений Екатерине меньше, на литии приводится только стихира праздника, после кафизм и полиелея – только седальны праздника Введения. На литургии прокимен, аллилуиарий и причастен те же, что и в Евергетидском Типиконе, чтения: Гал. 3:23–4:5, Мк. 5:24b–34. Полиелейное последование Екатерины (для 25 ноября) издавалось несколько раз отдельной книгой в Венеции (1710, 1727 гг. и др.). Устав службы предусматривает соединение двух последований – отдания праздника Введения и Екатерины. В книге приводятся песнопения, отсутствующие в других изданиях: стихиры Екатерине на литии и на стиховне, два эксапостилария, особый цикл стихир на хвалитех. Богослужебное последование Екатерины, содержащееся в современных греческих и славянских Минеях, включает отпустительные тропари четвёртого гласа (в славянских) и плагального первого (т.е. пятого) гласа «Всехвальную невесту Христову да воспоём» (в греческих); кондак второго гласа на подобен «Вышних ища» (в славянских) и третьего гласа; славянский текст помещается во многих рукописях, а также в дониконовских богослужебных книгах (в греческих); канон, составленный гимнографом Феофаном, плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, с акростихом; седален; светилен; два цикла стихир-подобнов; два самогласна. По рукописям исследователям известны и другие песнопения в честь Екатерины: канон, составленный гимнографом Феогностом, второго гласа, с акростихом «Всехвальную Екатерину песньми пою. Феогноста», ирмос (начало: «Жениху твоему предстоящи, всечестная»); канон четвёртого гласа, с акростихом «Ты, мудрая девица, мученица, дай благодать слову», ирмос (начало: «Стекитесь сегодня, мучеников собрания, на Синай»); канон плагального второго (т.е. шестого) гласа, с акростихом «Шест(ую) Екатерина, песнь. Георгия», ирмос (начало: «Наполни мя, Слове, мудростью»; все три канона приводятся в рукописях под 25 ноября); канон, по мнению исследователей, подразумевающийся в указаниях Мессинского Типикона, плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, без акростиха, ирмос (начало: «Четверосияние прекрасное, мучеников единодушие»); несколько седальнов.

 



 
PR-CY.ru