ДЮМЕРИ Анри

ДЮМЕРИ Анри (род. в 1920 г.) – французский феноменолог и философ религии. Профессор университетов Нантера и Парижа, наследник идей Плотина, Эдмунда Гуссерля и представителей философии неоавгустианства – Мориса Блонделя и Рене ле Сенна. Автор многочисленных работ по философии религии, четыре из которых были внесены в 1955 г. Конгрегацией Римской курии по вопросам вероучения (доктрины веры) в «Индекс запрещённых книг» как «угрожающие чистоте католической религии». Значительное влияние на Анри Дюмери оказала «философия действия» М. Блонделя, особенно его концепция взаимоотношения «живого опыта» и философской рефлексии. Согласно Анри Дюмери, философия не может занять место непосредственного опыта, равно как и непосредственный опыт не может существовать без философского осмысления. Своеобразное понимание взаимоотношения непосредственного опыта и философской рефлексии склонило Анри Дюмери к «преодолению» различия между верой и разумом, получившего обоснование в средневековой философии (Августин Блаженный, Бонавентура, Фома Аквинский). По этой же причине Анри Дюмери отвергает и различение между «Богом религии» и «Богом философии». Бог, которого почитают в религии, пишет он в работе «Проблема Бога в философии религии» (1957 г.), тождествен Абсолюту, о котором рассуждают философы («в действительности не существует Бога философов и нефилософов; существует только один Бог»). Бог не может быть ни Богом философов, отделённым от непосредственного опыта, ни также Богом традиции, ограниченным философской рефлексией. По этой причине Бог не может быть редуцирован ни к «существованию», ни к «чистому акту», как это можно видеть в онтологии Аристотеля. К богу живой религии не ведёт ни один из «путей» (т.е. доказательств его бытия) Фомы Аквинского, из-за чего, согласно Анри Дюмери, последний избрал «путь» апофатической теологии. Этот путь открывает, по Анри Дюмери, феноменология, которая позволяет показать Бога и религию такими, какими они являются в непосредственном опыте. Следуя Э. Гюссерлю, Анри Дюмери утверждает, что религиозное познание «конституирует смысл религиозного факта (события)». Пытаясь постичь сущность веры, он, как и Э. Гуссерль, применяет эйдетическую редукцию, т.е. воздерживается от каких бы то ни было суждений, относящихся к объективной реальности и выходящих за границы «чистого» (субъективного) опыта. Наряду с этим Анри Дюмери применяет и трансцендентальную редукцию, при которой сам объект познания рассматривается не как эмпирическое существо, а как самостоятельное (отделённое от «бренной материи») «чистое» религиозное сознание. Однако в отличие от Э. Гуссерля Анри Дюмери вводит и третий тип редукции – «генологическую» редукцию, целью которой является получение ответа на вопрос: из чего вытекает акт веры? Обращаясь к Плотину и к его учению о Над-Бытии, или о «сущем, находящемся за пределами бытия,  Анри Дюмери указывает на существование некоего «потока религиозного сознания», который ведёт к «иному измерению», к конечному фундаменту, каковым является наличествующее в человеке «Единое» (Бог). «Единое» не может быть предметом познания, оно – предмет исключительно культа. Взгляды  Анри Дюмери на рубеже XX–XXI вв. наиболее полно развивал французский феноменолог Л. Дюпре. Источник: Энциклопедия религий. М. 2008.

 
PR-CY.ru