ДИОСКОР

ДИОСКОР (ум. около 305 г.) – мученик Александрийский (память в Греческой церкви 13 октября, память в Западной церкви 18 мая). Мученичество Диоскора, написанное на греческом языке не позднее V в., не сохранилось. В византийских синаксарях содержатся лишь краткие сказания, составленные на его основе. Известны два перевода этого Мученичества: латинский и сирийский, сохранившийся фрагментарно. Латинский перевод, относящийся к VI–VII вв., имеет две редакции, созданные независимо друг от друга по уже существующим к VI в. двумя вариантам греческого оригинала. В этих памятниках сообщается, что Диоскор, сын церковного чтеца, был декурионом (членом городского совета) в городе Кинополе (современный Эль-Кейс, близ города Бени-Мазар) в Среднем Египте. Во время гонения Диоклетиана его схватили за отказ принять участие в языческих церемониях и отправили в Александрию к префекту Египта Кулькиану (Лукиану). На суде Диоскор открыто исповедал себя христианином. Его бросили в темницу, а затем подвергли пыткам огнём и другим мучениям. Ни обещания, ни угрозы префекта не сломили твёрдость Диоскора. По приказу Кулькиана он был обезглавлен. Исследователи не могут точно установить день мученической кончины Диоскора. В одной латинской редакции память его указана под 18 мая, в другой – под 17 июня. Исследователи полагают, что автор второй редакции заимствовал эту дату из литургического календаря Александрийской церкви IV в., заменив ею день 18 мая, которым и в греческом оригинале, и в первой редакции латинского перевода был обозначен день казни. В Мартирологе Иеронима Стридонского Диоскор упоминается как египетский мученик под разными датами. 17 июня указана память Диоскора, принявшего мученическую кончину в Александрии. Под 18 мая Диоскор назван чтецом, а не сыном чтеца либо в результате ошибки, допущенной составителем Иеронимова Мартиролога при чтении греческого оригинала, либо, что исследователи считают более вероятным, из-за пропуска слова «сын» поздними переписчиками, а также указывается город Анакиполь, возможно, искажённое название города Анокинополь (Ano Cynopolis, вероятно, Великий Кинополь). Такое указание несвойственно для Мартиролога Иеронима Стридонского, в котором большинство египетских мучеников имеют более общее определение: мученик, пострадавший в Александрии или просто в Египте. Это могло быть связано с древней александрийской традицией, разделявшей мучеников на собственно Александрийских – городских и прочих – египетских. В этом же памятнике Диоскор ещё раз упомянут 18 декабря без указания места мученичества, что является обычным для данного Мартиролога повторением памяти мученика под одним числом разных месяцев. Дата 18 мая была включена Цезарем Баронием в состав Римского Мартиролога (XVI в.) и стала основным днём памяти Диоскора в Западной церкви. В византийских синаксарях и в греческих минеях память Диоскора указана под 13 октября. В Синаксаре Константинопольской церкви (конец X в.) и в ряде синаксарей семейства B (по классификации Ипполита Делеэ) содержится краткое Житие Диоскора, согласно которому он занимал высокую должность в городском совете. «Отбросив как сор все земные блага ради приобретения Христа», Диоскор не только открыто исповедовал себя христианином, но и громогласно обличал и даже высмеивал Кулькиана. В синаксаре XII в. говорится, что Диоскор был родом из города Никополя (Эпир, Греция). Никодим Святогорец считал, что Диоскор происходил из рода так называемых Скинополитов. Р. Харрис предположил, что обозначение памяти Диоскора в греческих и римских календарях под двумя датами связано с древним языческим культом Диоскуров Кастора и Поллукса, однако И. Делеэ и П. Франки де Кавальери показали несостоятельность его гипотезы.

 
PR-CY.ru