Словарь по христианству Д ДИОСКОР, Диоскур

ДИОСКОР, Диоскур

ДИОСКОР, Диоскур (ум. в 530 г.) – папа Римский (или антипапа) с 22 сентября 530 г. Был диаконом в Александрии, но из-за споров с монофизитской партией был вынужден переехать в Рим. Его приезд совпал с началом борьбы за папский престол. В 498 г. римский пресвитер Лаврентий, принадлежавший к так называемой византийской партии, заручился поддержкой влиятельного сенатора Феста и попытался оспорить законность избрания на папский престол Симмаха. В 499 г. Лаврентий подчинился папе, однако в 501 г. снова начал бороться за Римскую кафедру. Это привело к беспорядкам в городе. В 501 и 502 гг. в Риме были проведены два Собора, на которых Симмах был признан законным папой. Диоскор, выступавший на стороне папы Симмаха, в 506 г. отправился в Равенну к остготскому королю Теодориху Великому и убедил его в необходимости поддержать Симмаха. Король приказал Фесту прекратить поддержку Лаврентия, восстановил права папы Симмаха и передал ему церкви, занятые его противниками (март 507 г.). В начале 519 г. Римский папа Гормизд направил к Константинополь ко двору императора Юстина I посольство, которое фактически возглавлял диакон Диоскор (официально он был лишь переводчиком). После прибытия посольства в Константинополь (25 марта) патриарх Иоанн II Каппадокиец в присутствии императора Юстина I обсуждал так называемую формулу Гормизда (libellus Hormisdae). Содержащееся в ней требование осудить всех Константинопольских предстоятелей, занимавших кафедру после начала Акакианской схизмы (484 г.), вызвало протест. Диоскор, на которого формально не распространялся папский запрет легатам вступать в прения, сумел убедить патриарха, императора и епископов в необходимости вычеркнуть из церковных диптихов имена патриарха Акакия и императоров Зинона и Анастасия. Формула Гормизда была торжественно подписана 28 марта 519 г., что означало успешное уврачевание схизмы между Римом и Константинополем. В апреле Диоскор составил отчёт о деятельности легатов. Папа Гормизд высоко оценил дипломатические способности Диоскора. Папа решил помочь его назначению на вдовствующую Александрийскую кафедру, однако император Юстин планировал возвести Диоскора на Антиохийскую кафедру вместо еретика Севира. Папа и император не смогли достичь соглашения. В Константинополе Диоскор принял участие в деле скифских монахов, глава которых Иоанн Максентий вручил ему «Записку о вере» («Libellus fidei»), где провозглашалась теопасхитская формула «един от Святой Троицы пострадал во плоти» («unus ex Trinitate passus est carne»). Диоскор, ссылаясь на решения четвёртого Вселенского собора, отверг эту формулировку и сообщил о ней в Рим. Монахи отправились к папе и обвинили Диоскора в несторианской ереси, тогда Диоскор в послании к Гормизду от 15 октября 519 г. выставил скифских монахов в чёрном свете, но предупредил, что они пользуются поддержкой магистра армии Виталиана и, возможно, патриарха. Донесения Диоскора и легатов вынудили папу поторопиться выпроводить скифских монахов из Рима.

 



 
PR-CY.ru