Словарь по христианству Д ДОСИФЕЙ, Глебов Диомид

ДОСИФЕЙ, Глебов Диомид

ДОСИФЕЙ, Глебов Диомид (ум. в 1718 г.) – бывший епископ Ростовский и Ярославский. О его жизни до 1701 г. исследователям почти ничего не известно. Происходил из дворовых людей бояр Лопухиных. С юношеских лет дружил с Иаковом Игнатьевичем Игнатьевым (впоследствии духовник царевича Алексея Петровича), вместе они совершали паломничества по монастырям. С 1701 г. Досифей был игуменом Сновицкого Благовещенского мужского монастыря Владимирского уезда и губернии, с 1709 г. – настоятелем Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня монастыря в сане архимандрита. В это время в суздальском в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыре в ссылке находилась монахиня Елена (Лопухина), в миру Евдокия, первая супруга царя Петра I. Считая её законной царицей, Досифей оказывал ей различные услуги и моральную поддержку. 17 июня 1711 г. состоялась хиротония Досифея во епископа Ростовского и Ярославского. Кафедра к этому времени вдовствовала после преставления в 1709 г. Ростовского митрополита Димитрия (Туптало). Придерживаясь консервативных взглядов, Досифей не стал поддерживать созданную Димитрием архиерейскую школу в Ростове. Пётр Васильевич Знаменский писал о том, что Досифей получил печальную известность по «своему суеверию и религиозным обманам». При Досифее в Ростовском архиерейском доме при крестовых палатах была устроена каменная тёплая церковь во имя Всех святых, в которой установили золочёный иконостас, стены храма расписали (роспись частично сохранилась). Досифей пожертвовал в Успенский собор Ростова кипарисовую дощечку в серебряном окладе, в которую были вложены частицы мощей сотни святых. Он благоволил к князю Александру Даниловичу Меншикову, в 1714 г. в Москве на Чистых прудах освятил фамильную церковь Меншиковых во имя архангела Гавриила. Продолжал поддерживать отношения с монахиней Еленой (Лопухиной); поминал её на службах как царицу Евдокию, разрешил ей носить мирскую одежду, предсказывал ей скорую кончину Петра I, восшествие на престол её сына Алексея Петровича, освобождение её из монастырского заточения. О предсказаниях Досифея было известно и Алексею Петровичу. В начале 1718 г. по распоряжению Петра I началось следствие по делу царевича, затронувшее ряд духовных лиц. Среди арестованных был и Досифей, которого 19 февраля того же года взяли под стражу. 27 февраля в Москве состоялся архиерейский Собор под председательством Рязанского митрополита Стефана (Яворского), в котором также приняли участие Воронежский митрополит Пахомий (Шпаковский), бывший архиепископ Вятский Дионисий (Ушаков), Сарский епископ Алексий (Титов), Суздальский епископ Игнатий (Смола), Тверской епископ Варлаам (Косовский) и три греческих иерарха. Досифею были предъявлены обвинения в соучастии в заговоре в пользу Алексея Петровича, пособничестве бывшей царице Евдокии и сводничестве (Досифея обвиняли в том, что знал о связи Евдокии со Степаном Богдановичем Глебовым, однако отнёсся к этому снисходительно). Досифей на Соборе говорил о несправедливости суда над ним одним, поскольку, по его мнению, недовольство деятельностью Петра I было всеобщим. Не все архиереи поддержали обвинение, позже митрополит Стефан выступал против казни Досифея. Однако под давлением царя Досифея лишили священного сана, затем пытали. Его подвергли казни через колесование в Москве на Красной площади. По преданию, Пётр I наклонился к умирающему и что-то спросил у него. Тот плюнул в царя и скончался. Труп Досифея был сожжён, а его голова была нанизана на пику и выставлена на Кремлёвской стене.

 
PR-CY.ru