Словарь по христианству Д ДОРОФЕЙ

ДОРОФЕЙ

ДОРОФЕЙ (255 (?) – 362 гг.) – епископ Тирский, священномученик (память 5 июня, память в Греческой церкви 9 октября). Пострадал при императоре Юлиане Отступнике. Сведения о Дорофее сохранились в нескольких неопубликованных греческих кратких Житиях, в Хронографии Феофана Исповедника (под 317 г.), а также в Синаксаре Константинопольской церкви. Согласно этим источникам, в которых отсутствуют сведения о молодости Дорофея, он занимал епископскую кафедру города Тир (современный Ливан). Во время гонений императора Диоклетиана был вынужден оставить кафедру и скрываться в городе Одесс (современный Варна) до воцарения императора Константина I Великого, прекратившего преследования христиан. Когда положение церкви упрочилось, Дорофей вернулся в Тир, но после воцарения Юлиана Отступника, возобновившего гонения, был вынужден снова бежать в Одесс. Однако приспешники императора обнаружили его и, несмотря на преклонный возраст, подвергли жестоким истязаниям. На 107-м году жизни Дорофей принял мученический венец. Источники говорят о Дорофее как об учёном муже (Феофан называет его «полигистором»), он в совершенстве знал Священное Писание и владел греческим и латинским языками. Ему принадлежали многочисленные несохранившиеся сочинения на обоих языках, одно из которых было посвящено истории Константинопольских епископов. В источниках по истории церкви нет никаких сведений о епископе Тира по имени Дорофей на рубеже III и IV вв., а только в середине V в.; имя епископа сохранилось в письме византийскому императору Льву I (457 г.). В «Церковной истории» Евсевия Кесарийского содержится упоминание о двух Дорофеях – современниках Дорофея, епископа Тирского. Первый, пресвитер из Антиохии в патриаршество Кирилла I, славился знанием Священного Писания, был сведущ в светских науках и владел еврейским языком. Скопец от рождения, он по этой причине был приближён к императору и стал смотрителем пурпуровой красильни в Тире. Второй Дорофей, о котором не говорится, что он носил священнический сан, также был сначала приближён ко двору императора Диоклетиана, однако затем вместе с другими придворными-христианами был казнён за исповедание Христа. Большинство современных исследователей считают, что эти люди не имеют никакого отношения к Дорофею, епископу Тирскому. Некоторые учёные склонны отрицать и само историческое существование святого (Р. Обер, П. Бертокки). Под именем Дорофея сохранилось сочинение, входящее в корпус текстов под условным названием «Жития пророков» («Prophetarum vitae»). Однако исследователи этого произведения не считают Дорофея его автором. В современной научной литературе произведение датируется VI в.

 
PR-CY.ru