Словарь по христианству Д ДАНИИЛ

ДАНИИЛ

ДАНИИЛ (ум. 1363 г.) – епископ Суздальский. 2 марта 1330 г. на Соборе в Суздале, в котором участвовали митрополит Феогност, Ростовский епископ Антоний, Сарайский епископ Софония и Рязанский епископ Григорий, из трёх кандидатов на Суздальскую кафедру был выбран иеромонах Даниил, хиротонисанный во епископа. В том же месяце, уже будучи епископом, Даниил присутствовал на Соборе в Твери. Здесь вместе с митрополитом Феогностом и Ростовским епископом Антонием Даниил совершил хиротонию иеромонаха Феодора во епископа Тверского. Как полагают исследователи, в 1347 г. Даниил был удалён с кафедры по повелению митрополита Феогноста, поскольку в этом году Суздальским епископом был поставлен Нафанаил. Летописи не сообщают о причинах смещения Даниила («отлучен... бе некыя ради вины»). Очевидно, эта «вина» была достаточно серьёзной, поскольку имя Даниила в отличие от имён других Суздальских епископов XIV в. отсутствует в митрополичьем синодике Успенского собора Московского Кремля. Василий Никитич Татищев причиной смещения Даниила называет конфликт с суздальским князем (историк называет князя Александром, однако Александр Васильевич скончался в 1332 г.; по-видимому, речь должна идти о Константине Васильевиче, княжившем в Суздале до 1355 г.). Даниил, «хотя более сёл имети», требовал их от князя, который не «даде ему». Тогда архиерей «начат бояр его запрещати и в церковь не пусчати, и за то отлучи его митрополит». Спустя некоторое время в ответ на просьбу князя митрополит Феогност восстановил Даниила на кафедре. Такое же объяснение удаления Даниила приводит Сергей Михайлович Соловьёв. Весной 1351 г., спустя некоторое время после смерти епископа Нафанаила, митрополит Феогност вновь благословил Даниила на епископство в Суздале. Даниил «прият древнии свои сан, и просветися святительством, и служил обедню, пръвое литургисалъ на средокрестнои недели в четверток». Известие о смерти Даниила в Суздале во время мора, охватившего Северо-Восточную Русь зимой 1362/1363 гг., содержится в Рогожском летописце, оно помещено после сообщения о похоронах Новгородского архиепископа Моисея 25 января 1363 г. Имя Даниила внесено в синодик суздальского собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы (список середины XVII в.). В дефектных списках Суздальских епископов в Русском хронографе 1512 г. и Никоновском своде 1520 гг. Даниил неверно указан 11-м архиереем, управлявшим епархией после епископа Нафанаила до епископа Симеона. В списках русских епископов, назначенных при митрополите Алексии, между Суздальскими епископами Алексием (1363–1364 гг.) и Дионисием (1374–1385 гг.) записан «Данило Суждальский». Данного архиерея исследователи не могут отождествить с Даниилом, т.к. последний управлял Суздальской кафедрой раньше епископов, названных в списке прежде «Данилы Суждальского», и был поставлен при митрополите Феогносте, а не при Алексии (вероятно, в списке ошибка, речь должна идти о Данииле, епископе Смоленском). Отчасти некоторые факты биографии Даниила были приписаны Суздальскому епископу Иоанну в созданном в начале XVI в. иноком Григорием Житии святителя Иоанна. В Житии, в частности, сообщается, что святой был поставлен на Суздальскую кафедру в 1340 г. в Константинополе, занял её в 1352 г., удалился на покой в 1363 г.

 
PR-CY.ru