Словарь по христианству Д ДЕНСУШ

ДЕНСУШ

ДЕНСУШ – село в жудеце Хунедоара, где находится православная церковь святителя Николая, одна из древнейших в Румынии. Храм возведён рядом с руинами римского города Сармизегетуза на фундаментах более древней постройки (около II–IV вв.) – предположительно храма Марса или мавзолея полководца Лонгина Максима. Храм датируется серединой XIII в. (В. Дрэгуц), последней четвертью XIII в. (В. Вэтэшяну), 1280 г. (К.К. Джуреску). Имя ктитора неизвестно, им мог быть воевода Олтении Литовой (ум. около 1277–1279 гг.). Церковь неоднократно перестраивалась, и к XIII в. относится, возможно, её перестройка, а основной объём мог существовать уже в X в. В основу церкви положен византийский тип храма на четырёх колоннах (около 6×6 м), но в местном романо-готическом исполнении. Массивные каменные столбы сдвинуты к центру, пространство вокруг них объединено в сводчатый обход (освещён лишь тремя окнами с севера). С востока примыкает обширная полуциркульная апсида. Над храмом возвышается башня, открытая внутрь и опирающаяся на центральные столбы, без системы сводов. Диаконник к югу от апсиды возник позже, в XIV–XV вв. сооружены пристройки с юга и запада (сохранились частично). Храм построен из строительного материала близлежащей Сармизегетузы: четверик – из крупных каменных блоков, апсида и башня – из более мелкого камня (в том числе с латинскими надписями) и кирпича (поребриковые карнизы), контрфорсы с юга и севера – из античных колонн. Окна имеют стрельчатые очертания. Археологические исследования проводились в 1961–1963 гг. В 1443 г., как следует из сохранившейся надписи, мастер Штефан с помощниками по заказу местных князей из рода Мынжина украсил интерьер росписями, выполненными в византийской иконографической традиции. Штефану принадлежат фигуры святителей и фрагменты композиций «Причащение апостолов» и «Богородица на троне с архангелами и пророками» в алтаре, а также фигуры св. бессребреников в наосе и изображение покровителя церкви в нише над входом. Эти фрески являются немного упрощённым вариантом позднепалеологовского искусства. Стиль других мастеров артели больше отражает местные вкусы, отличаясь крупными формами и живостью исполнения. Ими были выполнены росписи на сюжеты «Святая Марина, убивающая дьявола» и «Святая Троица из Денсуша», где Бог Отец, имеющий облик простого местного жителя, возлагает руки на плечи Христа, а над Ними изображен Святой Дух в виде голубя.

 
PR-CY.ru