Словарь по христианству Д ДАВИД, СИМЕОН и ГЕОРГИЙ - Страница 4

ДАВИД, СИМЕОН и ГЕОРГИЙ - Страница 4

Основываясь на сведениях Жития, Ф. Алькен установил, что Георгий родился в 776 г., стал епископом в 804 г. и умер 7 апреля 821 г. Дата смерти считается достоверной, т.к. 7 апреля 821 г. действительно приходится на субботу, как это и указано в тексте. Вывод Ф. Алькена заключается в том, что Житие является легендарным и не имеет никакой исторической ценности, а из трёх братьев только Георгий мог быть историческим лицом, поскольку ни Давид, ни Симеон не упоминаются ни в одном другом памятнике, кроме того, появление Симеона может быть истолковано как влияние образа известного преподобного Симеона Столпника. Греческий учёный Иоаннис Фундулис, напротив, попытался обосновать существование трёх Георгиев Митилинских, считая всех реальными историческими лицами. Таким образом, вопрос о количестве епископов Митилинских с именем Георгий до сих пор окончательно не решён. Не сложилось также окончательного мнения относительно датировки Жития. Поскольку современники святых, на рассказы которых ссылается автор Жития, жили во второй половине VIII – первой половине IX вв., Житие исследователи датируют второй половиной IX – началом X вв. Кроме того, в тексте есть и более точные хронологические ориентиры: предсказание автором победы византийского военачальника Петроны над арабами (863 г.) и блестящего будущего дяди императора Михаила III Варды (убит в 865 г.). Помимо этого ярко и достоверно описаны события, связанные с восстановлением иконопочитания. Так, чрезвычайно подробно повествуется о периоде между смертью Феофила (январь 842 г.) и Торжеством Православия (март 843 г.). Автор хорошо осведомлён о том, кто входил в окружение императрицы Феодоры, упоминает много исторических лиц, например, малоизвестного противника патриарха Мефодия Иоанна Катасамбаса, фигурирующего лишь в Житии преподобного Иоанникия Великого Петра Монаха, написанном до июня 847 г. Автор симпатизирует официальной власти и избранному на Константинопольский патриарший трон в 843 г. Мефодию, ближайшими сподвижниками которого были Симеон и Георгий. В Житии содержится малоизвестная информация о священномученике Евфимии, епископе Сардском, сосланном императором Львом V на остров Фасос (исследователи полагают, что автор заимствовал её из более ранних источников). На основании анализа отношения автора Жития к некоторым историческим событиям (например, восстание Фомы Славянина) источниками Жития в числе прочих могут считаться Хроника Георгия Амартола, Продолжатель Георгия во всех трёх известных версиях (Хроника Логофета, «Ватиканский» Георгий и Хроника Псевдо-Симеона), а также Хроника Продолжателя Феофана и «История царей» Генесия. Исследователи не исключают, что автор Жития и перечисленные историки пользовались общими источниками. Таким образом, несмотря на отсутствие у исследователей единого мнения, существует немало оснований, чтобы причислить Житие к кругу агиографических произведений второй половины IX – начала X в., посвящённых святым, пострадавшим во время второго периода иконоборчества. В Греческой церкви память двух святых – Симеона (нового столпника) и его брата Георгия отмечается также 27 апреля.



 
PR-CY.ru