Словарь по христианству Д ДОЙЕВЕРД Герман

ДОЙЕВЕРД Герман

ДОЙЕВЕРД Герман (1894–1977 гг.) – голландский теолог, теоретик нидерландской школы кальвинизма. Окончил Свободный университет в Амстердаме, состоял на государственной службе. В 1922 г. стал заместителем директора института Кайпера в Гааге, ответственным редактором ежемесячного кайперианского журнала «Штааткюнде» («Государственные известия»), освещавшего широкий круг экономико-политических вопросов и носившего антиреволюционный характер. С 1926 г. и до своей отставки в 1965 г. возглавлял кафедру философии права в Свободном университете. Вместе со своим зятем Д.Х.Т. Волленховеном основал в 1935 г. Ассоциацию кальвинистской философии и начал издавать академический журнал «Philosophia Reformata» («Реформатская философия»). Г. Дойеверд стоял на передовых философских позициях, отважно принимая вызов современности. Его труды показывают глубокое знакомство автора с историей интеллектуальных поисков западного мира, которые он подвергает критическому анализу с христианской точки зрения. В своём творчестве он примкнул к школе Груна ван Принстерера и Абрахама Кёйпера, от которой воспринял стремление к целостному христианскому мировосприятию и критический взгляд на традиции западной философии, прежде всего – на творчество Иммануила Канта, и феноменологию Эдмунда Гуссерля, полемика с которыми стала одной из центральных тем его философии. Основной ошибкой новоевропейского мышления Г. Дойеверд считал его претензии на автономию от Откровения, которая фактически невозможна, поскольку религиозно-нейтральных структур мышления не существует. Стремясь внести коррективы в критическую философию И. Канта, он постулировал влияние «сердца» как центра человеческой экзистенции на процесс познания, при котором греховный человек противостоит Богу и теряет адекватную картину бытия (так называемая концепция «ноэтических последствий греха»). Согласно Г. Дойеверду, автономный человек как часть творения не может самостоятельно постигать реальность; познание возможно только с помощью Бога. Эта его «трансцендентальная критика» была развита Корнелиусом Ван Тилом (1895–1987 гг.) в его так называемой предпосылочной апологетике.

 



 
PR-CY.ru