Словарь по христианству Д ДЭБРЭ-ДАМО

ДЭБРЭ-ДАМО

ДЭБРЭ-ДАМО, Дэбрэ-Даммо – один из древнейших эфиопских монастырей. Расположен на востоке штата Тыграй, на границе с Эритреей, неподалёку от старинного караванного пути, ведущего от побережья Красного моря в глубь Эфиопского нагорья. Находится на вершине столовой горы (анба), так что попасть в монастырь можно только поднявшись по отвесному склону при помощи верёвки. Судя по археологическим находкам, эта гора с древности служила убежищем для купцов и путешественников: там были найдены китайский фарфор, золотые монеты эпохи Кушанского царства (I–III вв. н.э.), арабские монеты периода Омейядов и Аббасидов. По преданию, Дэбрэ-Дамо был основан в VI в. За-Микаэлем Арагави, одним из «Девяти преподобных» (основателей монашества в Эфиопии), при деятельной поддержке христианского царя Аксума Габра Маскаля, который возвёл главный храм обители и был впоследствии погребён в ней. После окончания работ Арагави попросил царя убрать строительные леса, воскликнув: «Дахмэмо!» («Уберите это!») – так монастырь получил название Дэбрэ-Даммо; постепенно оно превратилось в «Дэбрэ-Дамо». В «Житии Арагави» (составлено в XV в.) приводится устав, введённый им в соответствии с правилами Пахомия Великого, учеником которого он считался, а также изложена история монастыря при пяти первых преемниках Арагави, хотя хронология событий существенно искажена. В соответствии с полулегендарным преданием монастырь был до основания разрушен царицей Гудит, которая построила на его месте город. В эпоху династии Загве (1137–1270 гг.) некогда привилегированный монастырь относился к новым царям как к узурпаторам и находился к ним в оппозиции. При этом обитель оставалась авторитетным центром эфиопского монашества: в числе учеников св. Йоханни (память в Эфиопской церкви 3/4 мая), настоятеля Дэбрэ-Дамо в XIII в., были видные деятели христианского Просвещения, знаменитые эфиопские святые Иясус Моа и Такла Хайманот, основателей первых монастырей в южных областях Эфиопии (Дэбрэ-Хайк-Эстифанос и Дэбрэ-Либинос). Цари следующей эфиопской династии, Соломонидов, благоволили Дэбрэ-Дамо и, в свою очередь, пользовались поддержкой его насельников. Однако центр христианской государственности уже переместился на юг, и в XIV–XV вв. монастырь Дэбрэ-Дамо находился вдали от основных политических событий. В первой половине XVI в. христианское царство подверглось мусульманскому нашествию под предводительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази. Эфиопский царь Лебна Денгель (1508–1540 гг.) умер, гонимый мусульманами, и его тело погребли на неприступной горе Дэбрэ-Дамо. Там же португальцы во главе с доном Криштобалом да Гамой, которые пришли на помощь эфиопским христианам во время кампании 1542–1543 гг., устроили склад оружия. Однако в сентябре 1557 г. туркам под командованием паши Оздемира, прибывшим из Йемена для поддержки мусульман, удалось захватить и разграбить обитель. Вскоре они потерпели поражение и ушли на побережье, но монастырь долго не мог возродиться после погрома. В середине XVII в. центром эфиопского царства стал город Гондар (Гондэр), а Дэбрэ-Дамо остался далёким северным монастырём, хотя и почитаемым, но лишённым заботы государства. В настоящее время в Дэбрэ-Дамо проживает около 150 монахов. Женщины и животные женского пола в монастырь не допускаются, паломницы молятся в женском монастыре Пресвятой Богородицы, расположенном у подножия горы. В монастырской библиотеке сохранилось около 50 рукописей. Наибольшее количество паломников бывает в день памяти За-Микаэля Арагави (24 октября).

 
PR-CY.ru