Словарь по христианству Д ДАВИД II

ДАВИД II

ДАВИД  II (ум. в 1411 г.) – эфиопский царь (царское имя – Константин), с 1380 г. называемый в эфиопской историографии вторым после ветхозаветного царя Давида. Сын царя Сайфа Арада (1344–1372 гг.) и царицы Лазаб Варка. После смерти Сайфа Арада престол унаследовал его старший сын Невая Марьям (1372–1380 гг.), которого Давид низложил и воцарился сам. В период правления Давида борьба с мусульманскими султанами, контролировавшими торговый путь к побережью Красного моря, шла с переменным успехом и требовала постоянного напряжения сил; внутри Эфиопской церкви возникли серьёзные разногласия, возбуждаемые деятельностью сторонников эфиопского св. Евстафия, поборника монастырского нестяжания и почитания субботы наравне с днём воскресным. Как писал русский историк Борис Александрович Тураев (1868–1920 гг.), «эта деятельность на первых порах не была признана церковными авторитетами. Евстафианцы оказались вне Церкви; произошёл раскол, результатом которого было временное впадение их в беспоповство. Но их идеи явились вовремя, и семена их главы пали на благоприятную почву. Число последователей Евстафия росло в такой степени, что Церкви пришлось с ними считаться». Давид оказался первым из монархов этой династии, кто попытался осторожно упорядочить церковные дела. Когда в 1399 г. в Эфиопию прибыл митрополит Барталомевос (1399–1436 гг.), царь по указанию аккабэ-саата (настоятеля монастыря Дэбрэ-Хайк-Эстифанос) Царака Берхана призвал евстафианских игуменов к митрополиту для разбирательства их субботствования. Евстафиане были осуждены, а их глава Филипп, настоятель монастыря Дэбрэ-Бизан, в 1400 г. был сослан в Дэбрэ-Хайк-Эстифанос, родной монастырь аккабэ-саата. Однако репрессии не прекратили конфликт внутри Эфиопской церкви. В борьбе с мусульманами Давиду сопутствовала удача: в 1403 г. он разбил войска Саад ад-Дина, султана Йифата, а самого султана убил. Царь воспользовался ростом своего авторитета, и, когда в том же году умер влиятельный аккабэ-саат Царака Берхан, он, уже не оглядываясь на митрополита, своей властью прекратил преследования евстафиан, даровав им свободу субботствования и приблизив ко двору их сторонника – авву Георгия из Саглы, видного эфиопского богослова и плодовитого церковного писателя. Так начался период литературной деятельности и церковных реформ, который достиг наивысшего развития уже в царствование сына Давида – Зара Якобы (1434–1468 гг.). Умер Давид от удара копытом лошади в голову. Кратковременные царствования следующих царей (Феодора, Исаака, Андрея, Хэзбе Наня и Бадль Наня) привели к смуте в стране, пока в 1434 г. не воцарился Зара Якоб.

 
PR-CY.ru