Словарь по христианству Д ДИОДОР ТАРССКИЙ, Тарсийский

ДИОДОР ТАРССКИЙ, Тарсийский

ДИОДОР ТАРССКИЙ, Тарсийский (305/310 – до 394 гг.) – епископ Тарсийский (г. Тарса в Киликии, с 378 г.), богослов, представитель Антиохийской школы экзегезы и богословия (см. Антиохийская школа богословия), стоящий у её истоков, церковно-общественный деятель. Относительно места рождения Диодора существует два мнения: ряд исследователей (Г. Хенке, М. Маран, Й. Кунце, Ф. Каваллера) предполагали, что он родился в г. Тарс. Согласно иной, более распространённой точки зрения (Л.С. Тиймон, Р. Сейе, А.Ф. Гфрёрер, Э. Венабль, К. Земиш, В. Эрмони, Г. Кин, П. Годе де Маре, О. Барденхевер, священник Николай Фетисов), происходил из Антиохии. Основанием для первой версии служат письмо Иеронима Стридонского к епископу Римскому Дамасу от 374–375 г., в котором указывается на волнение, учинённое в Антиохии «кампенсами» (т.е. мелетианами) и «тарсянскими еретиками», проповедующими «три Ипостаси» в неправославном смысле (при этом под «тарсянскими еретиками» подразумеваются Диодор и его последователи), и письмо Василия Великого к Патрофилу Эгейскому, где Диодор называется воспитанником Силуана, епископа Тарсийского. Сторонники второй версии опираются на «Похвальное слово» Иоанна Златоуста в честь Диодора, в котором святитель упоминает об изгнании Диодора из отечества за ревностную защиту веры (под отечеством здесь понимается Антиохия, откуда Диодор не раз был изгоняем, в то время как его пребывание в Тарсе приходится на мирное для христиан время – царствование императора Феодосия I Великого). Диодор родился в знатной семье; его имя, указывающее на посвящение Зевсу, свидетельствует о языческом происхождении (есть письмо императора Юлиана Отступника к Фотину, где говорится о Диодоре как об изменнике языческим богам). Светское образование Диодора завершилось в Афинах (около 330–335 гг.): «Путешествуя в Афины и изучив философию... он изощрил ум в искусствах и вооружил свой язык против небесных богов». О блестящем светском образовании Диодора свидетельствуют как многочисленные заглавия его сочинений против Платона, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев, астрологов и т.д., так и Василий Великий, Константинопольский патриарх Фотий I Великий (858–867, 877– 886 гг.). По мнению ряда исследователей (Венабль, Эрмони, П. Баттифоль, Кин), в Афинах Диодор мог быть соучеником святителей Василия Великого, Григория Богослова и императора Юлиана Отступника, однако других данных, помимо письма императора Юлиана к Фотину, нет. После окончания обучения в Афинах Диодор приехал в Антиохию (или вернулся, если принять гипотезу об Антиохии как о месте его рождения и воспитания), где принял крещение и затем монашество. По мнению Николая Фетисова, характер церковно-общественной деятельности Диодора, сочетавшего аскетические подвиги, безбрачие и добровольную нищету с миссионерским служением, указывает на его принадлежность к автохтонной религиозной общине «сынов Завета», связанной с именем Афраата Персидского Мудреца (IV в.): «...Это были христианские аскеты-миссионеры: они приготовляли верующих к таинству крещения и наблюдали за святой и богоугодной жизнью новообращённых, для чего сами служили примером строгого исполнения заповедей Евангелия».

 



 
PR-CY.ru