ДИАТАКСИС

ДИАТАКСИС – в широком смысле слова – некий документ уставного характера; в узком –  подробное описание порядка совершения того или иного богослужебного чина (в первую очередь, Божественной литургии). Наибольшую известность среди диатаксисов в узком смысле слова получили диатаксисы Константинопольского патриарха Филофея Коккина (1354–1355, 1364–1376 гг.). В древнегреческом языке словом «диатаксис» могли обозначать порядок (например, солдат в строю; порядок (т.е. устройство) мира), распоряжения и приказы, завещания. Этим же словом именовались некоторые императорские декреты, в том числе новеллы Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.). В средневизантийскую эпоху слово «диатаксис» служило синонимом понятию «ктиторский Типикон», т.е. документ, где, в первую очередь, регламентировались особенности уклада повседневной жизни в основываемом ктитором монастыре и экономические вопросы его функционирования. Среди этих диатаксисов исследователи называют диатаксис византийского историка и правоведа Михаила Атталиата (около 1030 – около 1085 гг.) и Тивериопольского епископа Мануила, которые, главным образом, посвящены устройству и внутренней жизни монастыря, но не затрагивают литургических вопросов. Известен диатаксис, составленный Константинопольским патриархом Мефодием (843–847 гг.), о принятии отступников в церковь. Диатаксисы Божественной литургии получили распространение в Византии достаточно поздно; их появление было вызвано, вероятно, отсутствием в ранних Евхологиях рубрик, регламентирующих обрядовую сторону совершения литургии. В X–XI вв. на периферии Византии эти уставные рубрики начали активно развиваться в текстах Евхология, а уже в XII в. то же происходит и в Константинополе. Подтверждением этому служит перевод литургии Иоанна Златоуста, выполненный после 1173 г. Львом Тосканом, в котором евхологические тексты перемежаются с неизвестным константинопольским диатаксисом X в. С XII по XV в. появляется ряд анонимных диатаксисов Божественной литургии, происходивших, как правило, из монашеской среды; отличительной особенностью их содержания является детальное описание совершения обрядов проскомидии (в ряде случаев диатаксисы этим и ограничиваются); известны также диатаксисы архиерейской литургии. Наиболее известным из византийских уставов литургии является диатаксис (Устав Божественной литургии) Константинопольского патриарха Филофея Коккина, составленный им в 1340 гг., когда он был игуменом Великой Лавры на Афоне. Вероятно, при составлении диатаксиса святитель Филофей полагался на передававшуюся изустно афонскую практику совершения литургии, но не исключено, что он пользовался и каким-либо письменным источником, значительно переработав и дополнив его. Практическая цель составления этого нормативного текста состояла в необходимости унификации обрядовой стороны совершения Божественной литургии. Первоначальная версия диатаксиса патриарха Филофея представляла собой единый текст, существовавший независимо от чинопоследования литургии святителя Иоанна Златоуста; позже эти уставные рубрики стали выписываться по тексту литургии, а с появлением книгопечатания такое бытование текста в Евхологии и Служебнике было зафиксировано окончательно. Рукописная традиция диатаксиса патриарха Филофея весьма богата, что свидетельствует о его популярности в поздней Византии.

 



 
PR-CY.ru