Словарь по христианству Д ДРЕВИНСКИЙ Лаврентий

ДРЕВИНСКИЙ Лаврентий

ДРЕВИНСКИЙ Лаврентий (ум. после 1639 г.) – украинский писатель, волынский шляхтич, борец за права православных в Речи Посполитой в первой трети XVII в. По сведениям самого Древинского, он провёл молодость при дворе крупного православного магната князя Константина Константиновича Острожского (1526–1608 гг.). В 1596 г. был одним из двух послов, отправленных к королю Сигизмунду III Вазе (1587–1632 гг.) с изложением условий, на которых православная волынская шляхта могла бы согласиться на созыв совместного Собора с епископами – сторонниками унии. В том же году Древинский участвовал в работе Собора, созванного в Бресте православными. В 1599 г., когда было заключено соглашение о совместной борьбе православных и протестантов за свои права и за соблюдение норм по сохранению религиозного мира в Речи Посполитой, установленных Варшавской конфедерацией в 1573 г. Древинский вошёл вместе с князем Константином Острожским в состав «провизоров» – защитников этого общего дела, выбранных православной стороной. В 1601 г. вместе с князем Константином Острожским и другими волынскими шляхтичами подписал обязательство защищать православное Люблинское братство. Не позднее 1607 г. стал чашником Волынской земли, занимал также должность королевского секретаря. С 1615 г. волынская шляхта неоднократно избирала Древинского послом на сеймы, где он стал одним из главных защитников православных. Об авторитете, которым он пользовался среди православных в эти годы, свидетельствует посвящение ему Кириллом (Транквиллионом-Ставровецким) написанного в 1618 г. «Зерцала богословия». В 1615 г. Древинский подписал протест против того, что на сейме ничего не было сделано «для удовлетворения людей греческой религии». На Варшавском сейме 1620 г. он произнёс речь, в которой резко выступил против преследований православных (закрытия церквей, запретов на профессию, стеснений в совершении богослужения) и требовал, чтобы епископы, как и раньше, подчинялись Константинопольскому патриарху, а отобранные у православных владения были возвращены (его «Речь» на варшавском сейме была издана). Древинский защищал права православных и православную иерархию и на сейме 1623 г., когда король выдвинул план созыва Собора для примирения униатов и православных. В конце 1620 гг. принял участие в переговорах на сейме между послами разных исповеданий о способах урегулирования конфликта между православными и униатами. Итогом этих переговоров стал подготовленный при его участии во время работы сейма 1629 г. проект решения о созыве во Львове Собора, чтобы «успокоить разделённых людей греческой религии». Этому Собору должны были предшествовать отдельные Соборы православных и униатов, предполагалось, что принятые во Львове решения будут затем представлены сейму и им утверждены. Однако сейм не принял такое постановление (конституцию). После окончания сейма несколько православных послов (в том числе Древинский) договорились с униатом архимандритом Жидичинского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря о том, что он будет ходатайствовать перед королём о созыве Соборов универсалами, составленными на основе проекта сеймовой конституции. Универсалы были написаны, но целью созыва Соборов в них объявлялся вопрос о присоединении православных к католической церкви, принятые на них решения должны были быть представлены не сейму, а королю. Древинский подвергся резкой критике за участие в подготовке этих универсалов. На Соборе православных, созванном в июле 1629 г. в Киеве, где его избрали маршалком «светского кола» (т.е. главой представителей от мирян), он вынужден был давать объяснения, и 12 июля в киевские гродские книги была внесена составленная при участии Древинского протестация, в которой объяснялось подлинное положение дел (его «Протестация» 1630 г. по поводу похищения униатами имущества виленского братства также была издана).

 



 
PR-CY.ru