Словарь по христианству Д ДАНИИЛ ас-Сакизи

ДАНИИЛ ас-Сакизи

ДАНИИЛ ас-Сакизи – Антиохийский патриарх с 6 августа 1767 г. по 15 декабря 1791 г. По происхождению грек с о-ва Хиос, прозванный Хиосец. Был протосинкеллом Константинопольского патриарха Самуила I Хадзериса (1763–1768, 1773–1774 гг.), проводившего политику подчинения поместных церквей христианского Востока власти Фанара. После смерти Антиохийского патриарха Филимона (1766–1767 гг.) Самуил, ссылаясь на волю покойного и властные полномочия Константинопольского престола, своей властью, без ведома сирийских архиереев, возвёл Даниила на Антиохийский престол. В поставлении Даниила в патриарха сыграло роль и стремление фанариотов не допустить избрания на патриаршество арабского кандидата, т.к. греки подозревали арабов в симпатиях к католицизму. В январе 1768 г. Даниил прибыл в Дамаск. Начало его патриаршества пришлось на тяжёлый период в жизни Антиохийской церкви. Русско-турецкая война 1768–1774 гг., неурожаи, мятежи и смуты в Сирии, военные действия османских пашей против мятежных правителей Египта и Палестины легли тяжёлым бременем на христиан Дамаска, которые были вынуждены возмещать военные расходы властей. В 1772 и 1773 гг. русский флот атаковал Бейрут, и многие христиане, бросив имущество, бежали в горы. В 1774 г., после ухода из Бейрута русского гарнизона, османские власти казнили некоторых состоятельных христиан и конфисковали их собственность по обвинению в сотрудничестве с русскими. В 1776 г. к побережью подошёл турецкий флот, направленный для подавления сепаратистских мятежей и сбора недоимок. Христианская верхушка и архиереи Бейрута снова бежали в горы, где больше трёх лет укрывались, пока обстановка в Бейруте не нормализовалась. Влиятельный православный шейх Юнус Никула, назначенный в конце 1770 гг. начальником Бейрутской таможни, убедил христианских беженцев, в том числе митрополита Макария (Садаку), вернуться в город. Бедствия православной общины в 1770 гг. сопровождались нарастанием недовольства властью Даниила. Христиане обвиняли его в жестокости, в сребролюбии и скупости, в употреблении мясной пищи. Наибольшие порицания вызывало занятие патриарха ростовщичеством, что считалось в высшей степени предосудительным для духовного лица и роняло престиж православных в Дамаске. В 1776 г. Даниил совершил поездку по северным епархиям патриархата, а оттуда, по-видимому, направился в Константинополь. Исследователи затрудняются сказать, был ли отъезд патриарха из Дамаска вызван конфликтом с местными христианами, или их недовольство прорвалось наружу уже в отсутствие Даниила, однако в течение двух последующих лет в дамасской общине происходили серьёзные волнения. Православные писали Константинопольскому патриарху Софронию II (1774–1780 гг.), арабу по происхождению, о своих претензиях к Даниилу и выдвигали ряд условий его возвращения в Дамаск.

 



 
PR-CY.ru