Словарь по христианству Д ДОРОФЕЙ Маммелис

ДОРОФЕЙ Маммелис

ДОРОФЕЙ Маммелис – митрополит  Прусский (от г. Пруса – современная Бурса) с октября 1908 г., епископ Константинопольской православной церкви с 12 октября 1918 г. по 6 марта 1921 г., местоблюститель патриаршего престола. Родился в селе Сийи (ныне Кумьяка, Турция) в Малой Азии. По рекомендации Халкидонского митрополита Каллиника поступил в богословскую школу на о-ве Халки, которую окончил в 1883 г. После завершения образования был назначен директором общественной школы Хрисокераму. В 1892 г., по рекомендации Ираклийского  митрополита Германа (Кабакопулоса), будущего патриарха Германа V (1913–1918 гг.), Синодом Великой церкви единогласно избран Каллиупольским и Мадитским епископом, а 7 декабря 1895 г. возведён в сан Гревенского митрополита. В 1899 г., в патриаршество Константина V (1897–1901 гг.), был введён в состав Священного Синода; участвовал в повторном избрании патриарха Иоакима III Деведзиса (1878–1884, 1901–1912 гг.). 18 сентября 1901 г. переведён на Никопольско-Превезскую кафедру; 25 октября 1908 г. переведён на кафедру города Прусы. В 1912 г. назначен председателем Смешанного Совета. Под его влиянием 12 октября 1918 г. принёс отречение от патриаршего престола Герман V (из-за народных волнений и недовольства им). С перевесом в один голос Дорофей был избран Местоблюстителем и оставался в таком статусе до своей смерти, что составило самый длительный со времени падения Константинополя период вдовства Константинопольской кафедры. Основная причина его неизбрания патриархом состояла в опасениях Греческого правительства Элефтериоса Венизелоса (1864–1936 гг.), что новый патриарх мог занять проосманскую позицию и помешать его планам расширения границ Греции за счёт малоазийских территорий распадавшейся в результате поражения в войне и внутреннего кризиса Оттоманской империи. Ко времени избрания митрополита Дорофея Маммелиса Местоблюстителем патриаршего престола Османская империя уже потерпела поражение в Первой мировой войне, Стамбул был занят войсками стран Антанты (в основном английскими) и несколько лет фактически снова назывался Константинополем. Его освобождение вызвало у христианского населения надежды на повторное утверждение православия на берегах Босфора. 21 января 1919 г., находясь под защитой расположенного в городе греко-иритского полка, митрополит Дорофей отменил преподавание турецкого языка в греческих школах города. 16 марта в храмах Константинополя была обнародована прокламация об «Объединении с Грецией», после чего патриархия и местные греки, в надежде на поддержку английских войск, отказались признавать султанское правительство (в то время в Константинополе проживало около 150 тыс. православных греков). После того, как греки отвергли участие в ноябрьских выборах, разрыв с турецкими властями оказался полным. Таким образом, Константинопольская патриархия фактически организовала политический заговор против Османской империи. Желая получить поддержку всех нетурецких сил в регионе, патриархия начала активно устанавливать связи с другими конфессиями. Так, в январе 1919 г. в Константинополе была проведена греко-армянская конференция, с целью координирования деятельности этих двух групп населения в городе. 28 марта того же года митрополит Дорофей писал архиепископу Кентерберийскому: «Мы умоляем Вас оказать энергичную поддержку Британскому правительству… в его усилиях удалить турок (из Стамбула). Воскрешение Христианства на Ближнем Востоке и восстановление храма Святой Софии не может быть достигнуто никакими иными средствами, кроме этого совершенного и окончательного изгнания». Надежды на «установление креста» на куполе главного христианского храма Византийской империи – соборе Святой Софии (используемый ранее и в настоящее время в качестве мечети) в то время казались близкими к осуществлению.

 



 
PR-CY.ru