ДРУЖБА

ДРУЖБА – личные устойчивые отношения между людьми на основе симпатии, уважения, общих интересов, духовной близости, взаимной привязанности и понимания. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями. Дружба как явление выработана в процессе многовекового социального взаимодействия людей. Дружба изучается в социологии, социальной психологии, антропологии и философии. Были предложены различные теории дружбы, в частности, теория социального обмена, теория справедливости, диалектика отношений и теория привязанности. Фердинанд Тённис выделил два вида социальных структур: основанную на непосредственной эмоциональной близости общину и основанное на рациональном расчёте и разделении труда общество. «Первый социолог дружбы» считал, что она является воплощением общинности, характерной для малых групп с недостаточно универсальными социальными связями в патриархальных условиях. Георг Зиммель считал, что современный человек с усложнением своего внутреннего мира вынужден больше скрывать, поэтому можно говорить о дружбе разных сторон «Я»: с кем-то может связывать симпатия, с кем-то – интеллектуальные интересы, религиозные чувства или предрассудки, или общий жизненный опыт. В то же время потребность в интимной дружбе, по Георгу Зиммелю, возникает лишь в Античности, когда появляется потребность в раскрытии своей личности. Установление хороших дружеских отношений в молодом возрасте помогает ребёнку лучше адаптироваться в обществе в будущем. Возраст первой детской дружбы – три-пять лет, до этого дети общаются преимущественно с родителями. В возрасте около четырёх лет дети начинают совместно играть, хотя это, скорее, не совместная игра, но игра рядом. Такая прагматичная сиюминутная дружба встречается иногда и у первоклассников. У дошкольников дружеские связи быстро создаются и быстро рвутся. Ребёнку сложно понять, почему кто-то думает не так, как он, и поступает вопреки его желанию. У старших дошкольников и младших школьников (приблизительно пяти-девяти лет) дружеские связи становятся менее прагматичными, ребёнок начинает дорожить дружбой и терпеть выходки товарищей. Тогда же появляется ревность в дружбе. Понимание дружбы у детей, как правило, в большей степени сосредоточено на таких областях, как общие занятия, физическая близость и общие ожидания. Эти дружеские отношения дают возможность играть и практиковать саморегуляцию. Большинство детей склонны описывать дружбу в терминах таких вещей, как обмен, и дети чаще делятся с кем-то, кого они считают другом. По мере взросления дети становятся менее индивидуализированными и более осведомленными о других. Они получают способность сопереживать со своими друзьями, и им нравится играть в группах. Они также испытывают отторжение сверстников по мере того, как они проходят через средние детские годы. Установление хороших дружеских отношений в молодом возрасте помогает ребёнку лучше адаптироваться в обществе в будущем. К возрасту одиннадцати-тринадцати лет меняется подход к дружбе, она становится основанной на эмоциональной близости.

 



 
PR-CY.ru