ДАВИД ДИНАНТСКИЙ - Страница 2

На этом основании, весьма вольно интерпретируя психологию Аристотеля, Давид Динантский отождествляет знание с собственно чувством, или ощущением (sensus), разум с воображением (imaginatio), а волю с аффективным желанием (desiderium sive affectum). Исследователи полагают, что если доводить данную аргументацию до логического завершения, то можно сказать, что способности души телесны, а сама душа есть не что иное, как тело. Однако в человеческой душе есть нечто такое, что отделимо по бытию (in esse) от тела. Согласно Давиду Динантскому, это «нус (noys), который мы называем умом (mens)» и который является простым, единым и неизменным в самом себе субстратом всех душ; в уме присутствуют «непретерпевающие» (impassibiles) знание, разум и воля. Простоту, единство и неизменность ума Давид Динантский постулировал на том основании, что «так же, как (всякое конкретное) тело относится к материи, так и (всякая конкретная) душа относится к уму»; следовательно, поскольку у множества тел единый, простой и неизменный субстрат, т.е. первоматерия, то такой же субстрат должен быть и у всех душ. Поскольку и ум, и первоматерия сами по себе едины, просты, неизменны (impassibiles) и не имеют отличий (differentiae), то они должны быть тождественны друг другу. Тождество первоматерии и ума Давид Динантский выводил и на гносеологическом основании: «Не подверженный претерпеванию (impassibilis) разум может охватить материю только в том случае, если уподобится ей или будет ей тождественен. Но он не может ей уподобиться, т.к. подобие свойственно лишь вещам пассивным и подверженным одному и тому же претерпеванию (passio)... Из этого, следовательно, можно вывести, что ум (нус) и материя тождественны». Далее, ссылаясь на Платона, Давид Динантский утверждал, что «мир – это чувственно воспринимаемый Бог». Ум также есть Бог. «Если, следовательно, мир есть Сам Бог (mundus est ipse Deus), вне Его Самого воспринимаемый ощущением, как говорили Платон, Зенон, Сократ и многие другие, то материя мира есть Сам Бог, а форма, привходящая в материю, не что иное, как то, чем Бог делает Самого Себя доступным ощущению...». Таким образом, чувственно воспринимаемый мир есть чувственно воспринимаемая манифестация Бога; ум – Бог как познающий Сам Себя и как субстрат всех душ, а первоматерия – Бог как субстрат всех чувственно воспринимаемых тел. Поскольку учение Давида Динантского было осуждено католической церковью, а «Тетради» подверглись сожжению, значимого влияния на философскую традицию он не оказал. Тем не менее, некоторые мыслители XIII в. (Альберт Великий и Фома Аквинский) приводили в своих сочинениях отдельные пантеистические высказывания Давида Динантского как пример абсурдного и нелепого философствования, а также некорректной интерпретации Аристотеля.



 
PR-CY.ru