ДАМАСКИН ГАБРОВСКИЙ, Новый

ДАМАСКИН ГАБРОВСКИЙ, Новый (первая половина XVIII в. – 1771 г.) – преподобномученик (память 16 января). В Житии, составленном вскоре после его смерти неизвестным афонским монахом, рассказывается, что он был уроженцем села Габрова Тырновской епархии. Принял монашеский постриг в монастыре Хиландар на Афоне, был последовательно рукоположён во диакона, иерея, избран проигуменом. В конце 1770 г., к Рождеству, Дамаскин Габровский прибыл по делам монастыря в Свиштов на Хиландарское подворье при церкви Петра и Павла (ныне храм женского монастыря Петра и Павла). Перед отъездом он решил встретиться с одним из свиштовских турок, чтобы убедить его вернуть подворью долг. Но должник с друзьями решили спрятать на подворье турчанку лёгкого поведения, чтобы затем обвинить Дамаскина Габровского в связи с ней. Ночью, когда женщина с помощью лестницы перебралась на территорию подворья, они ворвались внутрь, ограбили подворье, схватили Дамаскина Габровскго и отвели к судье, обвиняя его в надругательстве над мусульманкой. Судья решил, что Дамаскин Габровский невиновен, и собирался отпустить его, но толпа разъярённых турок настояла, чтобы его приговорили к казни через повешение. Переход в ислам мог спасти Дамаскина Габровского от казни, но он заявил, что родился христианином, им же и умрёт. Судья не смог оправдать Дамаскина Габровского и приговорил его к смерти. Перед казнью Дамаскин Габровский попросил время на молитву. Его повесили на дереве перед церковь Петра и Павла. Ночью христиане сняли его тело и похоронили близ церкви. Вскоре Божья кара настигла убийц Дамаскина Габровского: они погибли, переплывая через Дунай. Греческое Житие Дамаскина Габровского, прототип которого не сохранился, получило широкое распространение на Афоне. В XIX в. благодаря архиепископу Филарету (Гумилевскому) оно стало известно в русском переводе. В ХХ в. с русского языка оно было переведено на болгарский. Исследователи отмечают, что Житие написано в жанре мученичества, где главным является описание страданий Дамаскина Габровского. Отличается краткостью, отсутствием риторического вступления и прославляющего заключения, лирических отступлений и размышлений автора. Основное внимание уделено судебному процессу и обстоятельствам смерти мученика. Отдельная служба Дамаскину Габровскому исследователя неизвестна.

 
PR-CY.ru