ДЭБТЭРА

ДЭБТЭРА (одно из основных значений в геэзе – скиния) – в Эфиопской церкви особая категория мирян, получивших духовное образование и выступающих во время богослужений в роли певчих и танцоров. Происхождение дэбтэров остаётся для исследователей неясным, однако у них нет сомнений в том, что они уже существовали при эфиопской династии Соломонидов, т.е. после 1270 г. В этимологии термина, которую обычно возводят к древнегреческому понятию «снятая и выделанная» кожа, шкура; кожаный шатёр или навес, исследователи видят параллель с ветхозаветными левитами, служившими при скинии. Попытки отечественных и зарубежных исследователей отнести дэбтэров к духовенству считаются несостоятельными, поскольку над ними не совершается таинство хиротонии, более того, не существует никакой церемонии приёма в дэбтэры или исключения из их числа. Традиционно дэбтэрами называют тех, кто не приняли сана, но окончили высшую церковную школу, причём речь может идти о любой из трёх её ступеней: Зема бет (дом музыки), где изучают гимны и песнопения на весь год, литургику, Часослов, а также искусство хорового пения; Кэне бет (дом поэзии), где знакомятся с духовными стихами на языке геэз и учатся их составлять, и Мэцхаф бет (дом Писания), где готовят комментаторов Ветхого Завета, Нового Завета и святоотеческих писаний, знатоков в области канонического права и календарных вычислений. Дэбтэры подвизаются при церквах, поют и исполняют священные танцы внутри церковной ограды и при крестных ходах; хотя сами они не могут совершать литургию, их участие в богослужении считается обязательным. Некоторые дэбтэры, подобно священникам, носят тюрбаны, другие по одежде ничем не отличаются от прочих мирян. Овдовев, дэбтэры нередко уходят в монастырь. Как правило, дэбтэры были гораздо образованнее священников, чьё обучение в большинстве случаев ограничивалось уровнем средней церковной школы – Кэддасе бет (дом литургии). Лишь дэбтэры и довольно небольшая часть иеромонахов являлись в средневековой Эфиопии подлинными хранителями и творцами письменной культуры. Дэбтэры играли основную роль в изготовлении и переписывании рукописей, причём не только книг в форме кодекса, но и магических свитков (поэтому исследователи полагают, что термин «дэбтэры» произошёл от переносного значения – «пергамен»). Это обстоятельство, а также знания и таланты дэбтэров, державших себя важно и таинственно, заставляли простой народ и духовенство относиться к ним с суеверным страхом и подозревать их, зачастую не без оснований, в чернокнижии, что нашло отражение в амхарской пословице: «Из животных худшее – скорпион, из людей – дэбтэра». С середины XX в. в связи с общим упадком церковного и распространением светского образования роль дэбтэров в культурной жизни Эфиопии и их общественный статус значительно снизились.

 
PR-CY.ru