ДМИТРИЕВ Николай Дмитриевич

ДМИТРИЕВ Николай Дмитриевич (1829–1893 гг.) – композитор, пианист, дирижёр, педагог. Обучался на юридическом факультете Казанского университета, хорошее музыкальное образование получил дома. Ученик Александра Ивановича Виллуана, друг Николая Григорьевича Рубинштейна. Некоторое время жил в Рязани, в начале 1870 гг. в Казани служил секретарём судебной палаты, с 1875 г. в Вятке (современный Киров) был членом окружного суда. Последние годы жил в Таганроге. В начале 1870 гг. в Казани открылось отделение Императорского российского музыкального общества. В течение многих лет Н.Д. Дмитриев был в центре музыкальной жизни, выступая в качестве пианиста вместе со струнным квартетом с участием П.А. Аверьянова (первая скрипка), Степана Васильевича Смоленского (вторая скрипка), Л.А. Панаева (альт), В.А. Гольтермана (виолончель) и др. Совместно с театральным оркестром и любителями музыки давались симфонические концерты. С.В. Смоленский характеризовал Н.Д. Дмитриева как «отличного пианиста и небезызвестного композитора». Н.Д. Дмитриев выступал в концертах и как симфонический дирижёр. Впоследствии С.В. Смоленский разыскивал архив Н.Д. Дмитриева. Автографы четырёх духовных концертов Н.Д. Дмитриева, а также его романсов на стихи Семёна Яковлевича Надсона и Афанасия Афанасьевича Фета сохранились в собрании автографов С.В. Смоленского в Отделе рукописей Исторического музея. Исследователи полагают, что на музыкальное образование Н.Д. Дмитриева в рязанский период повлиял священник (впоследствии протоиерей) Михаил Александрович Виноградов, которому посвящён один из концертов Н.Д. Дмитриева. Сохранился концерт М.А. Виноградова «Творяй ангелы», переписанный рукой Н.Д. Дмитриева. Концерты Н.Д. Дмитриева создавались в 1880 гг., имеют авторскую нумерацию (двум из них присвоен один и тот же номер 5). Исследователи отмечают, что эти масштабные сочинения, демонстрирующие высокую композиторскую технику Н.Д. Дмитриева, написаны в традиционной для жанра контрастно-составной форме, с чередованием разделов аккордового хорального склада и имитационных эпизодов (как хоровых, так и с участием солистов). Наиболее развёрнута фуга (106 тактов, с развитыми тональным планом и полифонической техникой) в концерте «Доколе, Господи, забудеши мя до конца», который исполнялся Синодальным хором под управлением Василия Семёновича Орлова 16 декабря 1890 г., концерт «Господи, да не яростию Твоею обличиши мя» – 28 марта 1891 г. Концерт «Со духи праведных скончавшихся» состоит из четырёх частей соответственно числу заупокойных тропарей, с образным, темповым и метроритмическим контрастами. Н.Д. Дмитриев писал камерную музыку (дуэты, трио, квартеты), романсы. Особой популярностью пользовалось трио на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова «На севере диком стоит одиноко».

 
PR-CY.ru