Словарь по христианству Д ДВАЙТА-ВЕДАНТА

ДВАЙТА-ВЕДАНТА

ДВАЙТА-ВЕДАНТА (дуалистическая веданта) – третье по значимости направление веданты, оппонирующее как адвайта-веданте, так и вишишта-адвайте, но выросшее, как и последнее, из стремления адаптировать ведантийское философское наследие к потребностям религиозного движения бхакти. Двайта-веданта составляет мировоззренческое ядро бхактистского течения брахма-сампрадая. Двайта-веданта строилась как радикальная оппозиция адвайте. Брахман двайта-веданты – не чистое «анонимное» мировое сознание, но божество Вишну, созидатель, хранитель и разрушитель мира, ответственный за всяческое владычество, познание, закабаление и «освобождение», и вместе с тем образцовый семьянин – супруг богини Лакшми и отец демиурга Брахмы и «спасителя» Ваю. В противоположность адвайте, трактовавшей вследствие своей установки на чистый монизм любые типы отношений как иллюзорные, двайта-веданта именно на отношениях (которые, по определению, означают признание различности членов отношений) строит свою онтологию, и потому понятие отношений является основным в её философии. Базовых отношений пять: между Божеством и индивидуальными душами; между Божеством и материей; между душами и материей; между отдельными душами; между отдельными составляющими материи. При этом Бог мыслится как независимая сущность (сватантра), души и мир – как зависимые от него (паратантра). Плюралистическая концепция универсума, основанная на реальности отношений, объясняет заимствования в двайта-веданте из «релятивной онтологии» вайшешики. Её шестеричную категориальную систему (субстанции, атрибуты, движения, универсалии, партикулярии, присущность), двайта-веданта восполняет «квалифицируемым», «целым» и взятыми из мимансы «потенцией» и «сходством». Из санкхьи двайта-веданта заимствует аргументы в пользу множественности духовного начала, Атмана, учение о гунах и эманацию «эонов» из первоматерии-Пракрити. При всём отличии от Божества душа является его отражением. Подлинное знание об этом достигается соответствующим изучением сакральных текстов, после чего адепт созревает для пламенного служения Божеству, которое отвечает ему дарами, соразмерными возможностям реципиента. Поскольку Бог познаётся через изучение сакральных текстов, нельзя считать, что его природа является непознаваемой, – сомнение может вызвать только полнота его познания.

 



 
PR-CY.ru