Словарь по христианству Д ДМИТРИЕВ Никодим Михайлович

ДМИТРИЕВ Никодим Михайлович

ДМИТРИЕВ Никодим Михайлович (1870–1943 гг.) – регент, дирижёр, педагог, общественный деятель. Родился в простой семье. Имея хороший голос и абсолютный слух, в детстве пел в местной церкви. В 1888 г. блестяще окончил московское Синодальное училище церковного пения. С 1889 г. жил в Саратове, создал любительский хор, с которым участвовал в исполнении «Реквиема» Вольфганга Амадея Моцарта, ораторий «Семь слов Спасителя на Кресте» и «Сотворение мира» Йозефа Гайдна, музыки Петра Ильича Чайковского к весенней сказке Александра Николаевича Островского «Снегурочка», хоровых сцен из русских опер, кантат и ораторий. С 1904 г. был регентом архиерейского хора Александро-Невского кафедрального собора в Саратове. В 1905, 1912–1917 гг. являлся председателем Саратовского певческого общества (СПО), в другие годы – членом его правления. Преподавал церковное пение в Саратовской духовной семинарии (1911–1913 гг.), пение, русский язык и арифметику в младшем классе Саратовского коммерческого училища (с 1914 г.). Параллельно с коллективом мальчиков Саратовского оперного театра готовил детские хоры в операх «Кармен» Жоржа Бизе, «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Вертер» Жюля Массне и др. С 1927 г. жил в Брянске, работал в музыкальном училище. Н.М. Дмитриев пользовался в Саратове большим авторитетом. В его доме бывали ректор Саратовской консерватории Станислав Каспарович Экслер, профессора Д.М. Рудольф (ученик Сергея Ивановича Танеева), В.В. Адамовский, директор коммерческого училища Соловьёв и многие другие. Дружил с писателем Константином Александровичем Фединым. Регентская деятельность Н.М. Дмитриева проходила в русле реформы церковного пения в московском Синодальном училище (1886 г.). Наряду с произведениями традиционных церковных композиторов (Дмитрия Степановича Бортнянского, Григория Фёдоровича Львовского, Александра Андреевича Архангельского, Милия Алексеевича Балакирева) впервые в репертуар архиерейского хора и хора СПО вводились сочинения композиторов московской школы Нового направления: «Воскликните Господеви», «Благослови, душе моя», «Верую» Александра Тихоновича Гречанинова; Херувимская на «Радуйся» Павла Григорьевича Чеснокова; «О Тебе радуется» Степана Васильевича Смоленского и в особенности «С нами Бог», «Благослови, душе моя», Херувимская и другие произведения Александра Дмитриевича Кастальского, а также сочинения П.И. Чайковского, архиепископа Алексия (Дородницына). Вслед за Н.М. Дмитриевым этот репертуар был введён в певческую практику другими регентами города. Н.М. Дмитриев постоянно заботился о повышении исполнительского мастерства руководимых им хоров. Современники отмечали «солидность программ», считали его «способным дирижёром», готовившим концерты «с большой тщательностью и художественностью». В печати отмечалась также реакция слушателей, бисировавших отдельные номера в духовных концертах, как правило, аншлаговых. Н.М. Дмитриев явился инициатором создания СПО.

 



 
PR-CY.ru