Словарь по христианству Д ДОБРИЧЕВО

ДОБРИЧЕВО

ДОБРИЧЕВО – мужской монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы Захумско-Герцеговинской епархии Сербской православной церкви. Изначально находился в селе Добричеве близ города Требине (Босния и Герцеговина). В 1964–1965 гг. при строительстве гидроэлектростанции на реке Требишница был перенесён на место близ села Орах, около города Билеча. Монастырская церковь была возведена на месте раннехристианской базилики, фундамент которой был открыт при перенесении храма в ХХ в. Согласно легенде, в IV в. император Константин I Великий, возвращаясь из Далмации в Константинополь, восхитился красотой края, воскликнув: «Доброе оно!» – и повелел построить базилику. Время возведения Введенской церкви исследователям неизвестно. В Добричево хранится печать 1232 г., поэтому некоторые исследователи основание церкви относят к XIII в. В 1644 г. монастырь опустел, в 1649 г. разграблен турками и в 1672 г. сожжён. В 1730 г. его обновили монахи из окрестностей города Никшич (Черногория). До конца XVIII в. обитель приобрела или получила в дар большое количество церковных облачений, св. сосудов и богослужебных книг. Во время Герцеговинского восстания 1875–1878 гг. насельники Добричево выступили на стороне восставших, поэтому турки разграбили обитель. В период Первой мировой войны австрийские военные конфисковали библиотеку (около 20 тыс. книг), лучшие иконы и главную святыню монастыря «Добричевское коло» (или «Коло Богородицы») – деревянное паникадило (полиелей) с вышитыми тканевыми вставками со сценами из жизни Иисуса Христа. Игумен Евстафий (Гачинович) пытался защитить реликвию, но его избили и связали, монастырь подожгли – сгорел иконостас храма, фрески были сильно повреждены. В 1918 г. на Добричево несколько раз нападали бандиты. После создания Королевства сербов, хорватов и словенцев власти отняли у монастыря часть земель и увеличили налоги. Обитель пострадала во время Второй мировой войны. Церковь монастыря сооружена из крупных, грубо отёсанных каменных блоков. Первоначальный храм, иногда датируемый XIV в., был крестообразным, с двумя певницами (пространством для хоров) и тремя полуциркульными апсидами. В начале XVI в. он был перестроен, получив сходство с трёхнефной базиликой. Храм перекрыт двускатной кровлей, его центральная часть – крестовым сводом. С западной стороны, по мнению исследователей, около 1745 г., был пристроен прямоугольный притвор под двускатной кровлей, на западном фасаде в 1863 г. была поставлена двухъярусная звонница. Архитектура церкви сочетает черты сербских храмов рашской школы и элементы позднесредневековой архитектуры Дубровника. Фрагменты фресок начала XVI в. отражают западное влияние, предположительно они были выполнены мастером с Адриатического побережья. Автор росписи 1619–1620 гг., принадлежащей по стилю средневековой сербской традиции, – монах Георгий (Митрофанович). В наосе в нижней зоне представлены сербские святые: Савва Сербский, Симеон Мироточивый, архиепископ Арсений и король Стефан Дечанский. Роспись выделяется из известных образцов того периода редкой цветовой гаммой (светло-зелёные, оранжевые и светло-фиолетовые тона). Стены припраты около 1745 г. расписал художник Феодор («Страшный Суд» на восточной стене), он же обновлял роспись XVII в. монаха Георгия, неудачно подражая поздневизантийским традициям в сербской живописи XVIII в. Иконы для иконостаса выполнил Рафаил Димитриевич из Рисана. В комплекс Добричево, окружённый невысокой каменной стеной, также входят перемещённые вместе с церковью двухэтажный братский корпус, несколько захоронений и маленькая церковь во имя Николая Чудотворца. В Добричево в серебряном ковчеге хранятся почитаемые чудотворные мощи (ладонь с кистью) неизвестного святителя.

 
PR-CY.ru