Словарь по христианству Б БАРНС Эрнест Уильям

БАРНС Эрнест Уильям

БАРНС Эрнест Уильям (1874–1953 гг.) – англиканский епископ Бирмингемский, теолог и математик. Родился в семье нонконформистов, но во время учёбы в школе короля Эдуарда VI в Бирмингеме перешёл в Англиканскую Церковь. В 1893 г. поступил в Тринити-колледж (Кембридж), где проявились его выдающиеся способности к математике; в 1898 г. был удостоен математической Смитовской премии. 25 мая 1902 г. был рукоположён во диакона. В 1907 г. Кембриджский университет присвоил Э.У. Барнсу степень доктора наук. В 1919 г. был рукоположён во священника и стал каноником в Вестминстере. С 22 октября 1924 г. – епископ Бирмингемский. Стремление Э.У. Барнса переосмыслить христианское богословие с точки зрения современной науки привело его к конфликту с англокатоликами, в частности, по вопросам теории эволюции и практики заготовки запасных Святых Даров, которую он в своей первой епископской проповеди назвал «языческим сакраментализмом». Э.У. Барнс подверг резкой критике проект реформы Книги общих молитв (1927/1928 гг.), т.к. в предложенном варианте Служебника подобная практика фактически узаконивалась. Как теолог Э.У. Барнс постоянно полемизировал с англокатоликами по вопросу о реальном присутствии Христа в евхаристических хлебе и вине, которое он решительно отвергал, считая, что это ведёт к идолопоклонству. Он полагал, что в таинстве евхаристии духовная благодать сообщается не самим хлебу и вину, которые лишь переносят её, а достойно приступающему к причащению человеку. Как учёный Э.У. Барнс отстаивал эволюционную теорию происхождения человека и критиковал её противников, будучи уверен, что «никто… не станет открыто отрицать, что человек произошёл от низших животных, или что грехопадение было историческим событием». Он считал, что религия определяется наукой, и что многое, некогда считавшееся частью религии, теперь следует оставить; при этом теология должна принимать в расчёт «Бога Природы», открытого наукой. Хотя Э.У. Барнс был убеждён, что этический теизм иудейской или христианской религии не противоречит разуму во все времена, христианство для него было, скорее, плодом науки, чем религией. В последней книге «Возникновение христианства» («The Rise of Christianity») он поставил под сомнение чудеса Нового Завета, в частности, рождение Иисуса Христа от Девы и Его Воскресение. Деятельность Э.У. Барнса в качестве епископа и писателя вызывала жёсткую критику со стороны традиционалистов (Чарльз Харольд Додд, Фредерик Джордж Кеньон, У. Фрир). Многие считали его взгляды несовместимыми не только с епископским служением, но и с христианством вообще и требовали его отставки. После выхода последней книги Э.У. Барнс был вызван для разбирательства в палату епископов Кентерберийской конвокации, однако умер до его начала.

 
PR-CY.ru