Словарь по христианству Б БОГОЛЮБСКИЙ Николай Иванович

БОГОЛЮБСКИЙ Николай Иванович

БОГОЛЮБСКИЙ Николай Иванович (1856–1926 гг.) – богослов, проповедник, один из руководителей обновленчества. Родился в семье протоиерея. Учился в Самарской духовной семинарии, затем в Московской духовной академии, которую окончил в 1880 г. со степенью кандидата богословия. В 1880–1883 гг. преподавал греческий язык в Подольской духовной семинарии. В 1883 г. рукоположён во иерея, служил в тюремной церкви Самары, одновременно преподавал греческий язык в Самарской духовной семинарии и Закон Божий в женской гимназии. 5 июня 1884 г. назначен настоятелем Казанского собора Самары. В 1885 г. защитил в Московской духовной академии магистерскую диссертацию «Ислам, его происхождение и сущность по сравнению с христианством» (издано: Самара, 1885 г.). Диссертация Н.И. Боголюбского представляет собой популярно изложенное введение в богословскую проблематику ислама с христианской апологетической точки зрения, много места уделено в ней сравнению христианства с исламом. В 1887 г. Н.И. Боголюбский был утверждён магистром богословия. В 1892 г. возведён в сан протоиерея. В 1897–1902 гг. Н.И. Боголюбский был ректором Самарской духовной семинарии и главным редактором «Самарских епархиальных ведомостей», в которых регулярно публиковал проповеди и статьи. В 1902 г. участвовал в публичных общеобразовательных чтениях для рабочих в Московском историческом музее. В 1902–1909 гг. состоял профессором богословия в Московском сельскохозяйственном институте. В 1903 г. вышли в свет брошюры Н.И. Боголюбского «О свойствах сердца Божия» и «Дело искупления рода человеческого, совершённое Иисусом Христом», написанные под сильным влиянием «юридической теории» спасения. В 1907 г. для журнала «Богословский вестник» Н.И. Боголюбский написал статью «Об административно-воспитательном строе в духовных семинариях», которая была основана на личных наблюдениях и отличалась критическим отношением к духовному воспитанию в семинариях. С 1907 г. Н.И. Боголюбский являлся членом Московского духовного цензурного комитета, в 1909–1911 гг. – профессором богословия Московского коммерческого института. Участвовал в собраниях Златоустовского кружка при церкви святителя Николая Явленного. В 1911–1918 гг. – ординарный профессор богословия Московского университета, последний настоятель университетского храма во имя мученицы Татианы перед его закрытием. В 1913 г. Н.И. Боголюбский издал курс лекций «Богословие в апологетических чтениях», основной целью которого была критика господствовавших в то время материализма и рационализма. Недостатки сочинения, по мнению исследователей, заключаются в схоластическом изложении православного вероучения, редком обращении к святоотеческому наследию. 1 июня 1917 г. Н.И. Боголюбский был избран председателем Всероссийского съезда духовенства и мирян. На заседаниях съезда, посвящённых выборам Московского митрополита, провёл положение о необязательности монашеского пострига для кандидатов в епископы. В марте 1917 г. избран в Московский епархиальный совет. 17 января 1918 г. председательствовал на заседании совета Союза духовенства и мирян (создан для защиты московских монастырей и приходов от посягательств советской власти). В 1918 г. был ректором Православной народной академии богословских наук, в которой читал курс «Христианское миропонимание (догматика и апологетика)». После закрытия университетского храма назначен в собор Богоявления Господня в Елохове, затем настоятелем храма Большого Вознесения на Большой Никитской ул. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, вошёл в состав обновленческого Высшего церковного управления. В мае 1923 г. участвовал в обновленческом «Втором Всероссийском поместном соборе», где был избран в состав Высшего церковного совета. Умер без покаяния в обновленческом расколе. Похоронен на Семёновском кладбище в Москве.

 
PR-CY.ru