Словарь по христианству Б БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ КАРАНСКАЯ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ КАРАНСКАЯ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ КАРАНСКАЯ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ расположена в селе Каран близ города Титово-Ужице (Сербия). Это – небольшой однонефный храм с куполом на пилонах, построенный около 1340 г. на средства жупана Петара Браяна в его вотчине. В интерьере сохранилась живопись, выполненная в 1340 гг. Программа росписи традиционна для церквей вельмож, однако в ней есть редкие иконографические решения. В барабане купола наряду с пророками представлены четыре композиции господских праздников: Пятидесятницы, Распятия, Сошествия во ад и Вознесения. На парусах изображены евангелисты, на подпружных арках – мученики; в апсиде сохранилась композиция «Служба святых отцов»; в наосе, в верхнем ярусе, – Праздники, кроме тех, что изображены в барабане, в среднем – цикл Богородицы (южная и северная стены), «Жертвоприношение и гостеприимство Авраама» (западная стена), в нижнем – св. воины и врачи, Иоанн Предтеча, святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, апостолы Пётр и Павел, на западной стене – великомученица Марина, побивающая беса. В росписи значительное место отведено образам сербских святых и ктиторов. На западной стене – предстоящие Богородице с Младенцем Христом ктитор Браян с семьёй; на южной – король Стефан Душан с супругой Еленой и сыном Урошем, святые Симеон Неманя, Сава и король Милутин; в нижнем ярусе апсиды изображения двух иереев, один из которых – Георгий Медош; на северной стене сохранились фрагменты изображения иеромонаха Иоанна с текстом его молитвы (над порталом) и неизвестная коленопреклонённая монахиня. На фресках настенного иконостаса представлены Иисус Христос, Богородица Параклесис и чудотворная икона Божьей Матери «Троеручица», в верхнем ряду – серафимы. В Белой церкви работали два художника, которые руководствовались традициями раннепалеологовского искусства. Однако живопись неоднородна, росписи в алтаре, иконостас и портретные изображения принадлежат руке более искусного мастера, нежели роспись в наосе. Оба художника были сербами, что подтверждают орфографические особенности надписей, выполненных на славянском языке. Исследователи полагают, что этими же мастерами был расписан Благовещенский собор Крушевского монастыря в селе Добрун.

 
PR-CY.ru