Словарь по христианству Б БРАИЛОВСКАЯ ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

БРАИЛОВСКАЯ ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

БРАИЛОВСКАЯ ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ – чудотворный образ, находящийся в браиловском во имя Святой Троицы мужском монастыре (посёлок Браилов Жмеринского района Винницкой области, Украина). По преданию, икона была пожертвована браиловским подсудком Михаилом Судимунтовичем Кропивницким в основанный им в 1635 г. в Виннице Благовещенский женский монастырь. В 1845 г. обитель перевели в здание бывшего католического монастыря в Браилове, и икона получила название по своему новому местонахождению. В 1860 г. на пожертвования игумена монастыря Палладии для иконы отчеканили серебряную позолоченную ризу. В 1917 г. риза и драгоценные подношения верующих были изъяты по декрету советского правительства. После упразднения монастыря в 1932 г. икона, вероятно, была сохранена бывшими насельницами или прихожанами. В 1942 г., во время немецко-румынской оккупации, святыню вернули в открывшийся монастырь. После того как в 1962 г. обитель вторично закрыли, сведений об иконе не было до 1984 г., когда одна из прихожанок, получившая раньше образ от игуменьи Браиловского монастыря, передала его благочинному храмов Жмеринского района протоиерею Иоанну Луканову. В его доме икона находилась более десяти лет. По благословению архиепископ Винницкого и Могилёв-Подольского Макария в 1995 г. образ торжественным крестным ходом из Винницы был перенесён в Браиловский монастырь и помещён над царскими вратами Троицкого собора (там же он располагался и в соборе Благовещенского монастыря). В том же году по благословению Винницкого архиепископ Макария для иконы сделали деревянный киот, покрытый сусальным золотом. Браиловская Ченстоховская икона написана темперой по левкасу на кипарисовой доске (размер 38х51 см). Иконография образа имеет общие черты с Ченстоховской иконой Божьей Матери. Богородица представлена в типе Одигитрии, по пояс, с Младенцем на левой руке, правая в молении поднята к груди. Она облачена в гиматий красного цвета и в синий мафорий, украшенный по краю золотой каймой. Младенец Христос в гиматии красного цвета с застёжкой возле шеи. В левой руке Он держит Евангелие, правая рука приподнята в троеперстном благословении. Нимбы – в виде лучезарного сияния, головы Богородицы и Богомладенца венчают короны. Лики на иконе трудноразличимы, поскольку скрыты слоем потемневшей олифы. Молящимися было отмечено, что иногда, вне зависимости от степени освещённости, лики проясняются и бывают видны отчётливо. Общецерковное празднование иконе, отмеченное в церковном православном календаре, приходится на 1 октября. Однако в настоящее время в монастыре празднование иконе совершают 6 марта вместе с Ченстоховской иконой. Кроме того, в память возвращения Браиловской Ченстоховской иконы в монастырь на третий день после Пятидесятницы совершается торжественное богослужение, после которого крестным ходом икону обносят вокруг храма. В декабре 1931 г. игуменья Свято-Троицкого женского монастыря София (Рачинская) составила акафист, его первая половина посвящена Браиловской Ченстоховской иконе, вторая – Браиловской Почаевской иконе Божьей Матери. 17 сентября 1932 г. акафист был впервые отслужен на квартире священника Михаила Мазура в городе Баре Винницкой области; в настоящее время читается в обители ежедневно после полунощницы.

 
PR-CY.ru