Словарь по христианству Б БУЕВЦЫ

БУЕВЦЫ

БУЕВЦЫ – последователи епископа Алексия (Буя) – наиболее радикально настроенные иосифляне. Термин введён сотрудниками следственных органов ОГПУ в 1928–1929 гг., самоназвание движения в конце 1920–1930 гг. – «истинно православные», реже «алексеевцы». Движение возникло в конце 1927 г., вскоре после публикации «Декларации» 1927 г. митрополита Сергия (Страгородского). В Воронежской епархии, которой временно управлял Козловский епископ Алексий (Буй), стали активно распространяться документы с резкой критикой «Декларации» и указа митрополита Сергия от 21 октября 1927 г. о богослужебном поминовении государственной власти. Тогда же начались первые аресты протестующих: 25 октября 1927 г. в Воронеже был арестован протоиерей Пётр Новосельцев, 28 ноября – протоиерей Илия Пироженко и др. Окончательно движение оформилось после отделения епископа Алексия от митрополита Сергия 22 января 1928 г. Движение охватило около сорока районов Центрально-Чернозёмной области, в основном, Воронежскую и Тамбовскую епархии, центрами его были Акатов во имя святителя Алексия мужской и воронежский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастыри. Общее число «буевского» духовенства составляло более 400 человек – меньше половины священнослужителей на соответствующей территории. После ареста епископа Алексия (7 марта 1929 г.) до июня 1929 г. буевцев окормлял Серпуховской епископ Максим (Жижиленко), с августа 1929 г. по январь 1931 г. – Бахмутский и Донецкий епископ Иоасаф (Попов). Движение было разгромлено в 1930 гг., в основном, в ходе арестов по двум делам «Церковно-монархической организации “буевцев”». Следствие по первому делу продолжалось с февраля по июль 1930 г., были арестованы 134 человека (не все они принадлежали к буевцам), 11 были приговорены к расстрелу (на Архиерейском юбилейном соборе 2000 г. десять из них были причислены к лику святых: протоиерей Иоанн Стеблин-Каминский, иеромонах Косма (Вязников), архимандрит Тихон (Кречков), священник Сергий Гортинский, священник Фёдор Яковлев, протоиерей Александр Архангельский, священник Георгий Никитин, иеромонах Георгий (Пожаров), миряне Ефим Гребенщиков и Пётр Вязников). Следствие по второму делу проходило с октября 1932 г. по март 1933 г. В ходе него было арестовано 202 человека, бо́льшую часть приговорили к заключению в лагерь и ссылке. В сентябре 1937 г. по делу «контрреволюционной террористической подпольной организации на территории Воронежской области» было арестовано и осуждено 102 буевца, Алексий (Буй) был казнён 3 ноября 1937 г. Оживление религиозной жизни в годы Великой Отечественной войны коснулось и буевцев. Часть противников митрополита Сергия в Центральном Черноземье не воссоединились с церковью, и в первое послевоенное десятилетие этот регион стал основной «базой» Катакомбного движения. В 1940 гг. основная часть буевцев влилась в ряды истинно православных христиан (ИПХ), составив в их среде особую традицию. Деятельность буевцев в конце 1940–1980 гг., в отличие от периода конца 1920–1930 гг., проходила в условиях строгой конспирации, отказа от государственной регистрации общин и духовенства, буевцы не принимали участия в государственных мероприятиях: выборах, праздновании революционных праздников, подписках на займы и т.п. В 1943–1966 гг. в Воронежской области катакомбные общины возглавляли буевцы архимандрит Никандр (Стуров), протоиерей Иоанн Андриевский и иеромонах Анувий (Капинус). После кончины Анувия (14 октября 1966 г.) катакомбных священников в Воронеже не было. Отдельные тайные общины буевцев просуществовали до начала 1990 гг., когда смогли легализовать свою деятельность. Большинство из них вошли в юрисдикцию Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), часть – в легализовавшиеся общины катакомбников. В настоящее время деятельность буевцев не прослеживается.

 
PR-CY.ru