Словарь по христианству Б БОБРОВСКИЙ Михаил Кириллович

БОБРОВСКИЙ Михаил Кириллович

БОБРОВСКИЙ Михаил Кириллович (1784 или 1785 – 1848 гг.) – протоиерей, доктор богословия, славист. Сын сельского греко-католического священника. После окончания Белостокской гимназии (1806 г.) в течение двух лет работал там наставником и одновременно в униатском Супрасльском монастыре под Белостоком занимался изучением старославянских рукописей и книг. В 1808–1812 гг. учился в Главной духовной семинарии при Виленском университете, которую закончил со степенью магистра философии и богословия, также изучал право, древнееврейский и итальянский языки, после чего был приглашён в Главную духовную семинарию на преподавательскую работу и вскоре утверждён в должности профессора Священного Писания. В 1815 г. рукоположён во пресвитера, назначен членом униатской Виленской митрополичьей консистории, с 1817 г. – каноник в Бресте. В 1817–1822 гг. как стипендиат Виленского университета М.К. Бобровский находился в Австро-Венгрии, Германии, Италии, Франции, где ознакомился с состоянием богословского образования в университетах Европы, изучал герменевтику и библейские восточные языки и работал в библиотеках, архивах и музеях. Тогда же составил каталог славянских рукописей и старопечатных книг Ватиканской библиотеки (опубликован в 1831 г.), что положило начало научному исследованию хранившегося там и затем впервые опубликованного глаголического «Мисала по закону Римского двора» (Служебник. 1483 г.). После возвращения стал преподавать экзегетику и герменевтику Священного Писания, а также арабский язык в Виленском университете в должности ординарного профессора, в 1823 г. ему присуждена учёная степень доктора богословия. В 1824 г. М.К. Бобровский был смещён с кафедры и уволен с определением в Жировицкий монастырь, в то время униатский. Благодаря покровительству ряда влиятельных лиц (Николая Петровича Румянцева, Александра Ивановича Остермана-Толстого, Александра Семёновича Шишкова и Адама Чарторыйского) с начала 1826 г. его восстановили в Виленском университете в должности профессора библейской археологии. Одновременно М.К. Бобровский преподавал церковнославянский язык в Главной духовной семинарии, был членом совета семинарии, униатской митрополичьей духовной консистории, Виленского цензурного комитета, настоятелем Свято-Николаевской церкви и виленским благочинным. С 1829 г. – соборный протоиерей. Активно сотрудничал с журналами «Вестник Европы», «Библиографические листы», «Dziennik Wileński», «Dzieje Dobroczynności krajowej i zagranicznej», в которых публиковал свои статьи и лекции. В 1836 г. составил краткий катехизис для учащихся-католиков. Вынужденно уйдя на пенсию (1832 г.), поселился в Шерешёве, где занимался наукой и был настоятелем местной церкви в сане соборного протоиерея. Являясь сторонником воссоединения униатов с православной церковью, единомышленником Литовского митрополита Иосифа (Семашко) и Брестского  епископа Антония (Зубко), М.К. Бобровский в 1839 г. перешёл сам и вернул свой приход в православие, в 1841 г. возглавил Пружанское благочиние. Умер от холеры, похоронен при шерешёвской церкви. Известность М.К. Бобровскому принесло открытие в 1823 г. Супральского сборника (XI в.), им был собран ценнейший архив древних рукописей, подготовлен капитальный труд «История печатания славянских книг в Литве», который вместе с другими неопубликованными работами считается погибшим во время пожара в 1848 г. в Жировичах. М.К. Бобровский был членом Археологической академии в Риме, Московского общества любителей истории и древностей российских.

 
PR-CY.ru