Словарь по христианству Б БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ КОНДАКАРЬ

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ КОНДАКАРЬ

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ КОНДАКАРЬ (Нижегородский кондакарь) – древнерусская нотированная рукопись конца XII? – начала XIII в., один из немногих сохранившихся памятников кондакарной нотации, важный источник по истории переводной и русской домонгольской гимнографии, византийской и древнерусской музыки. Оба названия памятник получил по нижегородскому Благовещенскому монастырю, где рукопись находилась в XVIII в., позднее поступила в библиотеку Святейшего Синода и оттуда в 1860 г. была передана в императорскую Публичную библиотеку. Одесский отрывок был приобретён Виктором Ивановичем Григоровичем, по одним свидетельствам, в Вятке, по другим – в Казани, отождествлён как часть Благовещенского  кондакаря в 1970 гг. Н.Б. Тихомировым в связи с подготовкой «Сводного каталога славяно-русских рукописных книг XI–XIII вв., хранящихся в СССР». В научной литературе до 1860 гг. (и ряде более поздних справочников) рукопись датировалась рубежом XI–XII вв., начиная с работ Измаила Ивановича Срезневского – XII в. (с колебаниями от начала до конца столетия). В настоящее время Благовещенский  кондакарь состоит из 132 листов пергамена (включая одесский фрагмент, который должен находиться между листами 40 и 41 основной части), размером 20х16 см, не имеет конца, утрачен ряд листов в середине. Текст написан уставом трёх или четырёх чередующихся почерков, на многих листах есть греческий текст кириллицей. Рукопись украшена заставкой тератологического стиля и инициалами старовизантийского и плетёного орнамента, выполненными киноварью и чернилами, в том числе с изображениями человеческих лиц. Рукопись содержит кондаки минейного и триодного циклов с 1 сентября до Недели всех святых, в том числе Феодосию Печерскому (3 мая) и св. князьям-мученикам Борису и Глебу (24 июля), ипакои и кондаки воскресные, полиелей, асматик на восемь гласов, светильны и стихиры евангельские и ряд других текстов. Наряду с кондакарной нотацией, имеющейся на большинстве листов Благовещенского  кондакаря, ряд песнопений (припев на девятой песни, асматик, евангельские стихиры) дан в рукописи в древнейшей знаменной нотации, на некоторых листах имеются фитные начертания. Памятник введён в научный оборот в середине XIX в., дважды издавался факсимильно.

 
PR-CY.ru