БОДЖЯНИ МОНАСТЫРЬ

БОДЖЯНИ МОНАСТЫРЬ Бачской епархии Сербской православной церкви, находится в одноимённом местечке недалеко от г. Бачка-Паланка. Назван по имени своего основателя Богдана, торговца из Далмации, который, согласно преданию, получил чудесное исцеление глаз по молитве к Богородице, умывшись водой из источника. Основанию монастыря оказал содействие воевода Димитрий Якшич; благодаря ему у венгерского короля Матьяша Хуньяди (Матвея Корвина) было получено разрешение на строительство (1443–1490 гг.). Кроме храма на месте своего исцеления Богдан построил четыре кельи для монахов и приобрёл земли. Первым игуменом монастыря Боджяни был иеромонах Никанор, постриженик монастыря Ресава. Строительство главного храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы закончили в 1478 г. В 1565, 1675 и 1695 гг. монастырь разорялся турками и восстанавливался соответственно в 1578, 1678, 1698 гг. В 1695–1708 гг. монастырь Боджяни был резиденцией епископа Ефтимия (Дробняка). Во время восстания Ракоци в 1705 г. монастырь был вновь разграблен и сожжён; в 1711 г. пострадал от наводнения. Строительство новой, четвёртой по счёту церкви завершилось в 1722 г. на средства Михаила Темишварлии из Сегедина. От древней церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1468 г.) сохранились только фундаменты. На её месте в 1722 г. построили большую церковь, крестово-купольную, одноглавую, с прямоугольными певницами с северной и южной сторон трансепта. В 1780–1790 гг. пристроили с западной стороны барочные колокольню и фронтоны над певницами. В середине XVIII в. возвели монастырские службы. Постройки монастыря Боджяни пострадали при пожарах в 1755 и 1758 гг. Ремонтные работы производились с 1787 до 1790 г. Роспись собора выполнена в 1737 г. артелью живописца и гравёра Христофора Жефаровича (начало XVIII в. – 1753 г.). В выборе и размещении тем, главным образом, в их иконографии, он следовал афонской традиции своего времени. В апсиде изображены евхаристия, служба св. отцов, образ Богоматери «Ширшая небес», Введение во храм, Благовещение, а также композиция, иллюстрирующая текст задостойника литургии Василия Великого «О Тебе радуется». В нише жертвенника представлена редкая композиция «Хлеб жизненный». В центре купола – Господь Вседержитель, вокруг Него – Собор бесплотных сил, между окнами барабана – «Небесная литургия», пророки и фриз с полуфигурами ветхозаветных праведников; ниже – цикл страстей Христовых. В северной и в южной певницах изображены евангельские события, мученики и сербские святые: Иоанн Владимир, король Милутин (Стефан Урош II), Стефан Урош III Дечанский и Стефан Штилянович. В медальонах на подпружных арках – сорок севастийских мучеников; на стенах храма – святые в рост, композиция «Сотворение мира», а также чудеса и притчи Христовы, которые продолжаются в нартексе. На своде нартекса – «Коронование Богородицы», в нижнем ярусе – мученицы, архангел Михаил и Ангел Хранитель. В иконографии и стиле росписи сочетаются традиционное православное искусство с так называемым левантийским барокко, сложившимся на юге Балкан около 1700 г. Иконы в невысоком иконостасе, вероятно, написаны украинскими («русскими») иконописцами Иовом Василиевичем и Василием Романовичем в 1745–1748 гг. В храме, на аналое, слева от царских врат, находится чудотворная Боджянская икона Божьей Матери Одигитрии (вторая половина XVII в.). Сохранилось документальное свидетельство о том, что она была вложена в монастырь в период с 1733 по 1738 гг. Оклад на икону пожертвован Стойко из Варадина и его отцом Гавриилом. Во второй половине XVIII в. возникла похвальная «Песнь Богородице», где икона прославляется как защитница Бачской епархии (первая публикация в сборнике Дамиана Каулиция «Песни различныя на господския праздники», 1790 г.). В 1758 г. Захарий Орфелин сделал гравюрное изображение с иконы. Известны несколько списков, заказанных приходскими церквами Бачской епархии. С середины 1990 гг. монастырь был женским; затем переформирован в мужской и с ноября 2002 г. приписан к монастырю в Ковеле. К началу 2003 г. в монастыре подвизались два послушника.

 
PR-CY.ru