Словарь по христианству Б БОБРОВНИКОВ Николай Алексеевич

БОБРОВНИКОВ Николай Алексеевич

БОБРОВНИКОВ Николай Алексеевич (1854–1921 гг.) – педагог, миссионер, сын Алексея Александровича Бобровникова (1822–1865 гг.). После смерти отца был усыновлён Николаем Ивановичем Ильминским (1822–1891 гг.). Окончил физико-математический факультет Казанского университета. 31 мая 1877 г. поступил на военную службу, участвовал в Русско-турецкой войне на Дунайском фронте, 29 июня 1878 г. по болезни уволен в отставку. Преподавал математику и физику в Казанской учительской семинарии, директором которой являлся Н.И. Ильминский. После представления диссертации 13 октября 1879 г. удостоен степени кандидата физико-математических наук. Одновременно со службой в учительской семинарии преподавал математику в Родионовском институте благородных девиц (с 1881 г.). Летом 1880 и 1881 гг. побывал с научными целями во Франции, Германии и Англии для ознакомления с начальным образованием. Для изучения систем народного образования Н.А. Бобровников в разные годы посетил также Австрию, Италию, Грецию, Турцию, Египет. С 5 декабря 1891 г. в связи с болезнью Н.И. Ильминского исполнял обязанности директора Казанской учительской семинарии; после его кончины был утверждён в этой должности (7 марта 1892 г.); 14 апреля 1892 г. назначен в Казанский губернский училищный совет членом от Министерства народного просвещения. В качестве преемника Н.И. Ильминского Н.А. Бобровников оказал большое влияние на развитие инородческого просвещения в России: разрабатывал и вводил новые программы обучения, заботился о материальном благополучии учащихся. Однако, хорошо зная греческий, латинский, французский языки, Н.А. Бобровников не владел языками народов Поволжья. Во многих его сочинениях, в частности в работе «Школьная сеть Казанской губернии», проводится мысль о необходимости преподавания в инородческих школах на национальных языках. В начале 1905 г. была опубликована статья Н.А. Бобровникова «Нужны ли так называемые противомусульманские и противоязыческие епархиальные миссионеры в губерниях Европейской России?». Критикуя «казённое миссионерство», он писал о том, что деятельность противомусульманских и противоязыческих миссионеров, зачастую не знающих ни языка, ни культуры инородцев, бывает безрезультатной. Выходом из положения должно быть, по мнению автора, создание православного духовенства из представителей коренного населения. В 1906–1908 гг. Н.А. Бобровников являлся попечителем Оренбургского учебного округа, в 1909–1917 гг. – членом Совета министра народного просвещения, в последующие годы работал в Казанском университете. Осенью 1912 г. посетил несколько училищ, мектебе и медресе в Туркестане и по результатам поездки опубликовал книгу «Русско-туземные училища, мектебы и медресы Средней Азии» (СПб., 1913 г.). Учёный приветствовал Февральскую революцию 1917 г., считал, что инородцы должны получить политическую и экономическую свободу. В брошюре «Путешествие Карла Маркса на остров Утопию» (Казань, 1918 г.) критиковал экономическую теорию основоположника марксизма. В 1918–1921 гг. Н.А. Бобровников был профессором Северо-восточного археологического и этнографического института в Казани, предпринимал усилия по возрождению востоковедения. По его инициативе при Казанском обществе археологии, истории и этнографии была создана Востоковедная комиссия, целью которой было восстановление в Казанском университете восточного факультета, 12 марта 1919 г. Н.А. Бобровников был избран её председателем. Похоронен на Арском кладбище в Казани.

 
PR-CY.ru