Словарь по христианству Б БЛЕЕКЕР Клаас Юко

БЛЕЕКЕР Клаас Юко

БЛЕЕКЕР Клаас Юко (1898–1983 гг.) – голландский историк и феноменолог религии. Образование получил в Лейденском и Берлинском университетах. В 1929 г. в Лейденском университете получил степень доктора теологии. С 1925 по 1946 гг. был пастором Голландской реформатской церкви. В 1946 г. приглашён на должность профессора Амстердамского университета, где преподавал историю религий и феноменологию религии. С 1950 по 1970 гг. был генеральным секретарём Международной ассоциации истории религий, с 1960 по 1977 гг. – редактором журнала «Нумен» и серии монографий по истории религий, вышедших в качестве приложений к этому журналу. Участвовал в подготовке к публикации материалов нескольких конгрессов Международной ассоциации истории религий, был редактором нескольких крупнейших религиоведческих журналов и двухтомной «Истории религии» (1969–1971 гг.). Как историк Блеекер занимался древнеегипетской религией, преимущественно изучением отдельных божеств и религиозных праздников. Его работы «Значение египетской богини Маат» (1929 г.), «Рождение бога: изучение египетского бога Мина и посвящённого ему праздника» (1956 г.), «Египетские праздники: признаки религиозного возрождения» (1967 г.), «Хатор и Тот: две главные фигуры древнеегипетской религии» (1973 г.) внесли существенный вклад в египтологию. Считая, что феноменология религии является одной из важнейших религиоведческих дисциплин, Блеекер видел её главные задачи в разработке «теории феноменов», «логоса феноменов» и «энтелехии феноменов». По его мнению, теория постигает сущность и значение отдельных феноменов (например, раскрывает сущность и религиозное значение жертвоприношения). Логос выделяет структуру, лежащую в основе различных форм религиозной жизни. Религия не есть произвольный конгломерат понятий и ритуалов, она обладает определённой структурой, имеющей свою внутреннюю логику. Энтелехия рассматривает религиозные феномены в динамике, показывает развитие религий. Если под рубриками «теория феноменов» и «логос феноменов» речь идёт о традиционных для феноменологии религии понятиях (сущность, значение, структура), то в разделе «энтелехия феноменов» Блеекер стремится преодолеть статичность и антиисторизм предшествующих феноменологических построений. Он подчёркивал, что «религия является непреодолимой, творящей и самовоспроизводящейся силой». Поэтому феноменологии должны изучать динамику отдельных религиозных феноменов и развитие той или иной религии в целом. Важным аспектом воззрений Блеекера исследователи считают его понимание религиоведения и дисциплин, входящих в религиоведческий комплекс. Он считал, что религиоведение – это беспристрастная и объективная наука, которая должна быть свободной от мировоззренческих предпосылок, оценочных суждений, философских спекуляций. По мнению Блеекра, религиоведение включает в себя четыре дисциплины: историю религий, психологию религии, социологию религии и феноменологию религии. Феноменология религии, занимающаяся систематизацией религиозных фактов и стремящаяся постичь их сущность, значение, структуру и развитие, является эмпирической наукой и противостоит теологии и философии религии, которые Блеекер выносит за рамки религиоведения. Такое понимание религиоведческого комплекса и входящих в него дисциплин получило широкое распространение в западном религиоведении.

 
PR-CY.ru