Словарь по христианству Б БОГОДУХНОВЕННОСТЬ

БОГОДУХНОВЕННОСТЬ

БОГОДУХНОВЕННОСТЬ – одно из ключевых понятий так называемых авраамических религий; понятие, которым в христианском вероучении определяется Божественный авторитет Библии и характеризуется процесс написания священных книг, предполагающий воздействие на их авторов Святого Духа. Термин «богодухновенность» встречается уже в ранних христианских документах и означает, что авторы Библии испытывали мистическое воздействие Святого Духа, который и признаётся подлинным автором священных текстов. Хотя в Евангелиях данный термин встречается только один раз (2 Тим 3:16), и его содержание обычно рассматривается в контексте со схожим по смысловому значению местом из 2 Петр 1:20–21, им утверждается Божественное происхождение Библии (как всего собрания, так и отдельных книг), что и определяет её сотериологическую (спасительную) сущность и позволяет богословам решить сопутствующие дидактические задачи, опираясь на Евангелия: «...Ты знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим 3:15–17). Понятие богодухновенности здесь предстаёт свойством библейского текста, поскольку акцент сделан на полноту Писания и соотнесён с понятием «библейский канон», как нормативный состав Библии; богодухновенность, по существу, является основным фактором, устанавливающим священный и канонический статус книг Священного Писания. В этой связи выстраивается логически завершённый круг трёх становящихся синонимичными понятий (богодухновенность, каноничность, священность). Богодухновенность той или иной книги Библии означает её священное, каноническое достоинство, и наоборот, книга, входящая в канон Священного Писания, должна рассматриваться как богодухновенная. Изречение из второго послания Петра (1:20–21) «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою; ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» говорит о богодухновенности как о состоянии воздействия Святого Духа на избранника при получении Откровения. Поскольку произносимое «пророчество» здесь связано с «Писанием» (чем фактически отождествляется устное и письменное Откровение) во втором послании Петра (1:20–21) показано, кем и как создаётся священный текст. В этом отношении богодухновенность богословы рассматривают как дар Святого Духа автору библейской книги и как особое состояние, в котором он находится. Таким образом, данным понятием декларируется Божественное происхождение и Откровенное содержание Библии, а также человеческое участие в её создании. Утверждение авторства Библии в абсолютном значении, что нагляднее всего отражено в традиционной формуле «Библия – Слово Божие», не ставит под сомнение авторства человеческого, и писатели библейских книг признаются священными, богодухновенными авторами. В любом случае, основным условием богодухновенности в процессе создания священного текста выступает причастность человеческого субъекта действию Святого Духа. Но само Священное Писание никак не устанавливает критерий, удостоверяющий богодухновенность той или иной библейской книги, поэтому в качестве такового обычно признают церковную традицию и Священное Предание. Богословы проводят чёткую границу между общехристианским учением о богодухновенности и различными традициями толкования этого догмата, которые проявились в процессе развития теологической мысли. Области применения данного понятия в силу его близости к понятиям Священного Писания, канона Писания и тождественности понятию выраженного в Библии Откровения также не всегда представляются им независимыми и чётко очерченными. Первоначальное истолкование понятия «богодухновенность» не имело чётко выраженных границ и конкретного характера, хотя его предпосылки обычно усматриваются уже в текстах Ветхого Завета, именно в их декларируемом богооткровенном характере, что прослеживается во всех его исторически сложившихся частях: Торе (Законе), Невиим (Пророках), Кетувим (Писаниях), а также в особом, пророческом статусе писателей.

 



 
PR-CY.ru