БЕРНАРДИНЦЫ - Страница 4

В Познанском  княжестве бернардинцы появляются с 1455 г. Здесь их монастыри находились в Познани (с 1473 г.), Косцяне (с 1460 г.), Любове, Быдгоще, Гродзиске и Вехове (с 1502 г.). Первоначально все 23 находившихся в Польше бернардинских монастыря составляли одну «провинцию». Впоследствии развитие ордена привело к образованию Червонно-Русской провинции св. Михаила Архангела и Литовской св. Казимира. Позднее польские бернардинцы были разделены на две провинции: Велико- и Малопольскую, а восемь волынских монастырей изъявили желание быть включёнными в Литовскую провинцию, что и было им дозволено в 1815 г. Литовские бернардинцы оказали немалые услуги делу народного просвещения: содержали бесплатные уездные и приходские школы при монастырях. Такие школы были в Трашкунах, Датнове, Тельшах, Кретынге, Бенице, Будславе и Минске. Бернардинцы носят тёмно-серые или коричневые рясы с заплатками, в знак нищенства опоясываются белым шерстяным шнурком с тремя узлами, напоминающими три главных обета, и бреют большую часть головы. На печати, общей для всех отделений ордена, изображены две руки, скрещенные под крестом, символически обозначающие общность страданий св. Франциска с Христом (одна из них голая, другая в рукаве). Кроме того, каждая провинция имеет свою особую печать с изображением различных святых. Бернардинец пропагандирует жизнь в соответствии с евангельскими идеалами, занимается проповеднической деятельностью и приходским пастырством, считается одним из самых популярных типов польского монашества, резко отличаясь от прочего чёрного духовенства. Бернардинец набожен, искренно религиозен, без фанатизма, нередко очень образован, хотя нисколько не старается показывать свою богословскую мудрость, прост, откровенен и почти всегда весел (поэтому пользуется всеобщей любовью). Для поисков средств для своего монастыря он разъезжал в маленькой тележке от поместья к поместью, везде встречая радушный приём, сообщая хозяевам все услышанные им по пути новости. Развеселив рассказом и остроумным анекдотом, он отправлялся дальше, получив лепту деньгами или натурой. Такие поездки для сбора милостыни в пользу ордена носили название «квесты» («kwesta»), а собиратели – «квестарии» («kwestarz»); они обеспечивали существование монастыря. В настоящее время в западных губерниях лишь изредка в уцелевших ещё католических монастырях можно встретить членов этого ордена. Бернардинцы ведут миссионерскую работу в Конго, Зимбабве, Ливии, Аргентине, Беларуси. К 2000 г. они были третьим по охватываемой территории католическим орденом в мире, имели 120 монастырей при общей численности свыше 18 тыс. членов. Исторические данные, относящиеся к бернардинскому ордену, есть «Хронике трёх орденов, установленных св. отцем патриархом Франциском» («Kronika trzech zakonòw postanowlonych ods. Ojca patryjarchy Franciszka») Мартина из Улисбоны, португальца, переведённой с итальянского священником ордена бернардинцев Бонавентурой Познанцем (Краков, 1610, и Супрасль 1747), а также в «Прибавлении к хроникам Меньшей Братии св. Франциска» («Addytament do kronik Braci Mniejszych s. Franciszka») Алексея Коралевича (Варшава, 1722). Рукописная история бернардинцев, в особенности польской провинции, Ивана Коморовского, а также история этого ордена в Польше, переписанная Людовиком Збончинским и Афанасием Кротостой с рукописей, сохранившихся в бернардинском монастыре в Мадриде, находится в библиотеке Залуских, вошедшей в состав Императорской публичной библиотеки в Санкт-Петербурге.



 
PR-CY.ru