БЕНЕДИКТ XII - Страница 2

Папские доходы, которые в результате этих мер сократились более чем на треть, Бенедикт XII предназначал для раздачи милостыни, строительства храмов, покупки литургического облачения, утвари и книг. В его понтификат в папской тиаре появилась третья корона, толковавшаяся как символ тройственных прав папы – верховного первосвященника, судьи и законодателя. Реформа монашества, проводимая Бенедиктом XII, затрагивала, в первую очередь, старые ордена. Комиссия из представителей монашеских орденов и кардиналов подготовила постановления против бродячих монахов, предписывавшие им вернуться в монастыри, а также постановления против перехода монахов в другие ордена. Его указы о реформе отдельных орденов: цистерцианцев (1335 г.), бенедиктинцев (1336 г.), францисканцев (1336 г.) и регулярных каноников (1339 г.) регламентировали административную организацию, богослужение и нормы общежития в монастырях, вопросы судебной юрисдикции и учёбы монахов. Другие подготовленные им постановления были обнародованы его преемником Климентом VI (1342–1352 гг.), однако большая часть преобразований Бенедикта XII не достигла результата из-за краткости его правления. Бенедикт XII как учёный теолог принимал активное участие в богословских спорах, выступал против францисканцев-спиритуалов, учений Иоахима Флорского, Уильяма Оккама, Михаила из Чезены, Марсилия Падуанского, Майстера Экхарта, написал несколько трактатов против еретиков. Так, в трактате «De statu animarum sanctorum ante generalem judicium» («О состоянии душ святых до Страшного Суда»), а затем и в булле «Benedictus Deus» (29 января 1336 г.) Бенедикт XII положил конец полемике о так называемом блаженном ви́дении (visio beatica), определив, что только душам святых на небесах доступно непосредственное интуитивное созерцание Бога, в отличие от опосредованного знания о Боге, которого человек может достичь в земной жизни. Кроме того, он высказывался против теории о непорочном зачатии Девы Марии св. Анной. Но если в решении чисто духовных вопросов понтификат Бенедикта XII был успешным, то на политической арене его преследовали неудачи. Благоразумный, набожный и сведущий в вопросах теологии, Бенедикт XII плохо знал людей и слабо разбирался в тонкостях дипломатии. Его дипломатическая активность не принесла успеха: усилия Бенедикта XII по недопущению Столетней войны (1337–1453 гг.) или прекращению боевых действий оказались тщетными; в Италии власть церкви в Романье, Анконской марке и Болонье ослабла. Он пытался выйти из-под контроля Филиппа VI Валуа (1328–1350 гг.) и под давлением сильной профранцузской партии при курии отказался снять отлучение с императора Людовика IV Баварского (1337 г.). Узурпируя папские прерогативы, Людовик Баварский аннулировал брак короля Богемии Иоганна Генриха и графини Тирольской Маргариты Маульташ, чтобы выдать её замуж за своего сына Людовика, маркграфа Бранденбургского, будущего императора Людовика V Баварского (1314–1347 гг.), но французский король через преданных кардиналов убедил папу, что это может привести к ереси и восстанию. Бенедикт XII пытался организовать очередной крестовый поход против мусульман, но встретил противодействие со стороны Филиппа VI, занятого войной с Англией. Бенедикт XII состоял в дружеской переписке с Франческо Петраркой (1304–1374 гг.), который, тем не менее, сильно критиковал его за неспособность вернуть папский престол в Рим. Несмотря на политические неудачи, историки (в целом) дают положительную оценку понтификату Бенедикта XII, отдавая должное его благочестию, миролюбию, прямоте и честности. Его могила в кафедральном соборе Нотр-Дам в Авиньоне не сохранилась. См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru