БОВЕ СОБОР Святого Петра

БОВЕ СОБОР Святого Петра (Сен-Пьер де Бовэ) – кафедральный храм нуайонского диоцеза, самый высокий (хотя и незаконченный) из французских готических соборов. Расположен на севере Франции в городе Бове. В истории готической архитектуры ему принадлежит видное место. В частности, собор обладает самыми высокими готическими хорами в мире (48,5 м). Храмовый комплекс состоит из позднего трансепта (XVI в.), хора с апсидами и семи полигональных апсид капеллы XIII в., которые доступны через деамбулаторий. Малая романская церковь Нотр-Дам-де-ла-Бас-Эвр (строилась в 997–998 гг.) занимает место, предназначенное для нефов. Сразу после третьего пожара в старой базилике с деревянной крышей, алтарь которой был отреставрирован только за три года до пожара, в 1225 г. начались работы по возведению собора под управлением графа-епископа Милона из Нантёйя. Хоры были завершены в 1272 г., в двух этапах, с интервалом в 1232–1238 гг. из-за финансового кризиса, вызванного борьбой с Людовиком IX Святым (1226–1270 гг.). Этапы строительства отличаются небольшим изменением направленности и стилистики работы. По решению епископа Гийома де Грее высота здания была увеличена на 4,9 м, чтобы сделать своды собора самыми высокими в Европе (своды в интерьере хора достигают 48 м, что значительно выше одновременно построенного Амьенского собора с его 42-метровыми нефами). Работа была прервана в 1284 г. из-за обрушения некоторых сводов. Это обрушение исследователями часто рассматривается как катастрофа, потому что подготовила «нервный срыв» среди французских архитекторов, работающих в стиле готики. Впрочем, крупномасштабная стройка вскоре была продолжена, хоры были перестроены до той же высоты, хотя и с большим числом колонн в проходах позади хоров. Трансепт, построенный в 1500–1548 гг., был выполнен в стиле пламенеющей готики, характерном для периода раннего французского ренессанса. В 1573 г. произошло обрушение «слишком амбициозной» 153-метровой центральной башни, что снова остановило работу (после чего были сделаны лишь небольшие дополнения). Если бы не это, то собор стал бы вторым самым на тот момент высоким строением в мире (после церкви св. Олафа в Таллинне). Оригинальный дизайн включал в себя неф, который никогда не был построен. Французский архитектор, реставратор готических соборов и замков Эжен Виоле-ле-Дюк (1814–1879 гг.) называл хоры собора в Бове «Парфеноном французской готики»: его фасады (особенно на южной стороне) показывают всё богатство поздней готики. Резные деревянные двери северного и южного порталов являются шедеврами готического и ренессансного искусства. Собор обладает сложными астрономическими часами (1866 г.) и гобеленами XV и XVII вв., но к его главным художественным сокровищам исследователи относят стеклянные витражи XIII, XIV и XVI вв. Самый красивый из них был изготовлен художником Ренессанса Engrand Le Prince, уроженцем Бове. Ему также принадлежат некоторые витражи во втором храме города – Сент-Этьен, которые исследователи признают самым интересным примером перехода от романского стиля к готическому.

 



 
PR-CY.ru