Словарь по христианству Б БЕККЕР Балтасар

БЕККЕР Балтасар

БЕККЕР Балтасар (1634–1698 гг.) – немецко-голландский протестантский богослов, философ, проповедник раннего Просвещения. Как теоретик Просвещения боролся против охоты на ведьм. Родился в 1634 г. во Фрисландии, учился в Гронингене, затем возглавлял школу во Франекере. Был некоторое время проповедником, но, обвиненный в социнианстве (в основе учения социниан лежало отрицание первородного греха и признание за человеком свободы выбора между добром и злом), ушел в Голландию, где принял место священника в Вееспе, а с 1679 г. жил и работал в Амстердаме. Однако и тут Беккер Балтасар вскоре вооружил против себя всё духовенство, в особенности книгой «De betoverde Wereld» («Околдованный (или Очарованный) мир»), в которой с неслыханной для того времени смелостью утверждал, что черти и демоны ни в коем случае не могут иметь влияния на душу человека. Он считал, что не дьявол внушил людям мерзкие выдумки о ведьмах, а сами люди обманывают себя: «В Библии говорится о существовании дьявола. Однако ничего другого нам о нём не известно. Один только Бог правит миром. Наделять же дьявола столь большим могуществом есть глупость и грех перед Господом». Беккер Балтасар считал, что приводимые в Священном Писании рассказы о демонах должны быть толкуемы аллегорически; разные же одержимые «злым духом» и «нечистой силой» – просто душевнобольные. Эти смелые по тому времени воззрения, наряду с отрицанием значения комет как провозвестниц грядущего несчастия, привели к отрешению Беккера от должности и отлучению его от церкви. Как последователь философии французского мыслителя, математика и физика Рене Декарта (1596–1650 гг.), он опубликовал также книгу «De Philosophia Cartesiana» («О картезианской философии»; 1668 г.), в которой, в частности, последовательно отстаивал тезис о взаимонезависимости философии и теологии, утверждая, что каждая из них имеет собственный предмет изучения.

 
PR-CY.ru