БЫТИЕ - Страница 2

Во второй части: 6) Фарры (11:27–25:11); 7) Измаила (25:12–18); 8) Исаака (25:19–35:29); 9) Исава (гл. 36); 10) Иакова (гл. 37–50). Нельзя думать, что эти десять «родов» отмечены в книге «Бытие» случайно. Напротив, нужно полагать, что составитель сам наметил в своей книге десять подразделений, чтобы этим символическим числом совершенства указать на полную законченность своего повествования о первоначальных судьбах человеческого рода и избранного народа. Само неравенство частей книги «Бытие» обнаруживает намерение писателя посвящать больше внимания тем лицам и событиям, история которых прямо относилась к намеченной им цели и ограничиваться только самыми краткими и необходимыми сведениями о том, что близко не касалось главного предмета его повествования. Главная цель книги «Бытие» – представить историю истинного бегопочитания на земле, показать, как Господь руководил судьбой избранного им человека с его потомками и приготавливал их к принятию своих откровений. Поэтому, начав свою книгу повествованием о первоначальной истории человечества, писатели книги «Бытие» скоро переходят к истории Авраама и его ближайших потомков, описывая сопутствующие события мировой истории почти мимоходом. При этом замечательно и то, что история тех поколений, которые стоят в стороне от избранного Богом Авраамова рода, излагается всегда раньше его истории и истории его предков. Так, потомки Каина перечисляются раньше чем потомки Сифа (Быт. 4:17–24; ср. 4:26); народы, происшедшие от Иафета и Хама, раньше, чем потомки Сима (Быт. 10:2–4 и 10:6–20; ср. 10:22–31); те племена семитов, которые стояли в стороне от избранного народа, раньше поколения Фарры, отца Авраама (Быт. 10:23–29; ср. 11:10–26); потомки Измаила раньше истории Исаака (Быт. 25:12–18; ср.25:19 и сл.); колена Исавовы раньше истории Иакова (Быт. 36; ср. 37: 2). Писатели как бы спешат покончить с историей народов, более или менее далеких от еврейского народа, чтобы перейти к повествованию о предках этого избранного Богом народа. Из толкований на книгу Бытия, принадлежащих святоотеческому времени, дошли до нас беседы Оригена, Иоанна Златоуста, толкования Ефрема Сирина, Феодорита, Иеронима, Августина Блаженного и др.; «шестодневы» Василия Великого и Григория Нисского, Амвросия Медиоланского; катены (или сборники святоотеческих толкований) Прокопия Газского, Фотия, Никифора. Русские толкования: митрополит Московский Филарет, Записки на книгу Библии, М., 1867; Г. Властов, Священная летопись первых времен мира и человечества, СПб., 1876, т. 1; епископ Виссарион, Толкование на паремии из книги Библии, М., 1871, 2-е изд., т. 1, СПб., 1894, и др. Источник: Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993.



 
PR-CY.ru