Словарь по христианству Б БРЭДЛИ Фрэнсис Герберт

БРЭДЛИ Фрэнсис Герберт

БРЭДЛИ Фрэнсис Герберт (1846–1924 гг.) – британский философ, теоретик консерватизма, ведущий представитель школы абсолютного идеализма. Получил образование в Оксфордском университете, где вскоре после окончания в 1870 г. был избран членом совета Мертон-колледжа. Никогда не читал лекций, не преподавал и не появлялся на философских собраниях, посвятив себя целиком писательскому труду. Был отмечен одной из высших наград Британии – орденом «За заслуги». Основные работы: «Этические исследования» (1876 г.), «Принципы логики» (1883 г.), «Видимость и реальность: Опыт метафизики» (1893 г.), «Эссе об истине и реальности» (1914 г.) и др. В целом находился в кругу идей создателя систематической теории диалектики на основе объективного идеализма Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–831 гг.), хотя в его версии прочтения гегелевской философии заметно влияние немецкого философа, идеолога буржуазного реформизма Иммануила Канта (1724–1804 гг.); шотландского философа, представителя эмпиризма и агностицизма Дэвида Юма (1711–1776 гг.) и британского теолога и философа Джорджа Беркли (1685–1753 гг.). Свое этическое учение Брэдли разрабатывал в связи с критикой наиболее влиятельных тогда в Великобритании утилитаристской и кантианской этики, а истоки морали видел в стремлении людей к гармонии и единству. Цель человеческой жизни, утверждал он, заключается в «самореализации» в бесконечной и всеохватывающей целостности. Брэдли считал, что быть – значит быть воспринятым (в опыте): «Всё, что ни в каком смысле не является предметом ощущения или восприятия, для меня совершенно не значимо». При этом, по его мнению, реальность есть разумное, а в познании нам всегда дано нечто универсальное, поэтому простое описание изолированных фактов принципиально невозможно, анализ же как таковой не ведет к истине. Критерием истинности или реальности он полагал соответствие требованиям разума: разработке данного тезиса Брэдли посвятил большую часть своих сочинений. По его мнению, любой факт связан «внутренним», существенным образом (в том числе и каузально) со всеми другими фактами. Его позиция построена на абсолютизации необходимых отношений и игнорировании тех отношений, которые выступают в качестве «внешних» и не определяют сущностный характер вещей и процессов. Брэдли считал, что вступая в то или иное отношение, любые соотносящиеся сущности изменяются. Он критиковал многие понятия традиционной формальной логики, прежде всего, понятия «суждение» и «умозаключение», считая их в общепринятой трактовке бессодержательными и противопоставляя им некоторые иррационалистически истолкованные идеи гегелевской диалектической логики. При этом из диалектики он исключал идею развития и закон единства и борьбы противоположностей; диалектическое противоречие им было заменено «дополнительностью» противоположных сторон, достигаемой в сознании, стремящемся к максимальной целостности. Тем самым он фактически сводил контрадикторные логические отношения (т.е. когда из истинности одного следует ложность другого) к контрарным (т.е. отношений, противоположных друг другу не формально, а по содержанию). Брэдли также явился одним из первых критиков «психологизма» в логике, считая, что вопрос об эмпирическом происхождении понятий не должен интересовать логику. В метафизике самопротиворечивость объекта или свойства рассматривается им как показатель нереальности, что придаёт его идеалистической диалектике негативный характер. Используя ряд сложных аргументов, Брэдли вначале доказывает противоречивость понятий времени, пространства, причинности, энергии, чувственных качеств, личности, которые переводятся им в сферу видимости. Затем он рисует картину «истинной», «неизменной», «непротиворечивой» и «гармоничной» реальности – Абсолюта, в который входят все явления, различающиеся лишь по степени своей относительной цельности.

 



 
PR-CY.ru