Словарь по христианству Б БОЛЬЦАНО Бернард

БОЛЬЦАНО Бернард

БОЛЬЦАНО Бернард (1781–1848 гг.) – чешский философ-гуманист, теолог и математик; член Чешского королевского общества наук (с 1815 г.). Окончил философский (1800 г.) и теологический (1805 г.) факультеты Карлова университета в Праге, где занимал (в 1805–1820 гг.) кафедру философии религии, избирался деканом философского факультета. Уволенный за «пропаганду вольнодумства» и лишенный права публичных выступлений, Больцано последние годы жизни отдал научным занятиям в области логики и математики. Его главные логико-философские сочинения – «Наукоучение, попытка всестороннего, большей частью нового изложения логики с параллельным ретроспективным вниманием к прежним авторам...» (1837 г.) – обширный 4-томный труд по методологии точных наук, логике и теории познания – и «Парадоксы бесконечного». Гносеология Больцано рационалистична, а для его онтологии характерно сочетание динамического атомизма (простые субстанции, взаимодействуя, непрерывно изменяются) и платонизма (учение об «истинах в себе»). Иначе говоря, в своем учении он интегрировал «модифицированный» платонизм (в учении о «чистых понятиях» и об «истинах в себе») и атомизм (по отношению к трансформациям простых субстанций в процессах взаимодействия). Являясь противником психологизма в логике, Больцано разграничивал логическое содержание как объективную «материю» предложений (архетип всех прошлых, настоящих и будущих логически правильных суждений и умозаключений) от психологического акта суждения как мыслительного процесса. Логическому содержанию предложений – суждениям в собственном смысле (Sätze an sich) он приписывал идеальное существование и в этой связи различал два вида объективного существования: реальное – «непосредственно данное» (во времени и пространстве) и нереальное, но возможное – существование «в себе» (позднее эти идеи Больцано вошли в качестве основных в феноменологию). Тавтологичность (тождественную истинность) логических законов он выделял из более общего понятия аналитичности, а логическое следование (Ableitbarkeit) определял через «общезначимость в моделях», т.е. как некоторое семантическое отношение посылок и заключений к «действительности». Работая над техникой доказательств в математическом анализе, Больцано дал некоторые образцы теоретико-множественных рассуждений (теорема о предельной точке, понятие о сходимости ряда и др.). В «Парадоксах бесконечного» (1851 г., русский перевод, 1911 г.) он еще до немецкого математика Георга Кантора (1845–1918 гг.) начал исследования бесконечных множеств, отстаивая, вслед за немецким философом, математиком, богословом, юристом и историком Готфридом-Вильгельмом Лейбницем (1646–1716 гг.) объективность актуально-бесконечного. Однако Больцано различал при этом два рода существования объективного: как существование «в себе» (не реальное, а все-таки возможное) и как существование, «данное непосредственно» (т.е. действительное). Существование возможного объективного не зависит от субъективного знания, поскольку создается не мышлением (Больцано считал, что «…возможность мыслить вещь… не является основанием для возможности ее существования…»), а «чистыми понятиями», играющими роль определяющего начала и для всего реального, и для всего объективно возможного. Так как существование истин, вытекающих из «чистых понятий», объективно возможно, то объективно возможно существование бесконечных множеств (как писал Больцано, «…по крайней мере, среди вещей нереальных»: например, существует некое «множество всех истин в себе», по сути своей, являющееся бесконечным). В социальной этике он защищал идеи равенства и прогресса, пытался разрешить дилемму между совестью и гражданским долгом. Принцип всеобщего блага Больцано утверждал в качестве высшего морального основоположения («О наилучшем государстве», 1832 г.). Лит.: Нуцубидзе Ш. Больцано и теория науки. – «Вопросы философии и психологии», кн. 116–117. М., 1913; Кальман Э.Б. Бернард Больцано. М., 1955; Фёдоров Б.И. Логика Бернарда Больцано. Л., 1980; Колядко В.И. Бернард Больцано. М., 1982.

 
PR-CY.ru